Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Щербатов М.М., князь. О повреждении нравов в России. - Чаадаев П. Философския письма и Апология сумасшедшаго. М., 1908. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Очень хорошая сохранность.

Автор: Щербатов М.М., Чаадаев П.Я.
Год издания: 1908


Щербатов М.М., князь. О повреждении нравов в России. - Чаадаев П. Философския письма и Апология сумасшедшаго. [М., типо-литография Русскаго Товарищества печатнаго и издательскаго дела, 1908]. 169 с.; 5 л. илл. 22,7 х 15 см. Издание вышло в серии «Русская жизнь», вып. 9. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Очень хорошая сохранность.



Михаил Михайлович Щербатов (1733-1790) - выдающийся русский историк, публицист, государственный деятель. Придерживался консервативных взглядов, был убежденным защитником дворянства. В статье «О повреждении нравов в России» М.М.Щербатов критикует рационалистическую философию, распространившуюся в стране вместе с просвещенным абсолютизмом. Он выразил распространенные в эпоху Екатерины II политические, экономические и юридические взгляды. Впервые статья была напечатана в 1858 г., но небольшим тиражом, и не получила широкой известности. Затем она публиковалась в «Русской Старине», притом была напечатана с оригинала, однако со значительными пропусками, сделанными по цензурным соображениям. В 1906 г. статья была издана с огромным количеством погрешностей. В настоящем издании текст статьи приводится полностью по изданию, напечатанному в «Русской Старине» и по списку, сделанному с подлинника, хранившегося в Главном архиве Министерства иностранных дел в Москве.

Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) - выдающийся русский мыслитель, философ, писатель-публицист. По матери П.Я.Чаадаев приходился внуком М.М.Щербатову. Именно в семье Щербатовых он получил блестящее домашнее образование, закончив его курсом Московского университета. В звании юнкера Семеновского полка участвовал в Отечественной войне 1812 г. и в европейских походах. Дружил с А.С.Пушкиным, был близок к кружкам декабристов, однако не разделял их методов борьбы. В 1820-е г.г. П.Я.Чаадаев жил за границей, где учился у великих ученых, таких, как Шеллинг и др.

П.Я.Чаадаев стал одним из самых глубоких и оригинальных русских мыслителей XIX века. Свои идеи и взгляды он оттачивал в дружеских спорах между «славянофилами» и «западниками» в литературных салонах, где все вопросы сводились к одному - какова судьба России? Одно из «Философских писем» П.Я.Чаадаева было опубликовано впервые в журнале «Телескоп» в 1836 г. и имело эффект разорвавшейся бомбы. Идеи и заключения, высказанные в письме, настолько не вписывались в общие ожидания и ощущения и, по мнению большинства, оскорбляли национальное достоинство слишком прямо и резко выраженной правдой, в которую не хотелось верить, что автора писем сочли сумасшедшим. В письмах затрагивались коренные вопросы русской культуры, в частности, вопрос выбора веры, который, по мнению П.Я.Чаадаева, был сделан неудачно. «Апология сумасшедшего» была посвящена разъяснению взглядов, вызвавших столь острое неприятие. «Философские письма» и «Апология сумасшедшего» целиком долгое время не издавались. Данное издание едва ли не первое полное.