Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

[Сергий (Спасский), архим.]. Историческое описание Московскаго Знаменскаго монастыря, что на Старом Государевом дворе. М., 1866. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность. С автографом автора А.И.Хлудову.

Автор: Сергий (Спасский), архимандрит
Год издания: 1866


[Сергий (Спасский), архимандрит]. Историческое описание Московскаго Знаменскаго монастыря, что на Старом Государевом дворе. М., тип. А.И.Мамонтова, 1866. [4], 131, 28, II, [2] с.; 5 л. илл. 27,9 x 22,8 см. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность. На титульном листе автограф автора: «Алексею Ивановичу Хлудову от автора - архимандрита Сергия».

Библиография: Международная книга, 38-251, 65-1815/1816.


Архимандрит Сергий (Иван Алексеевич Спасский, 1830-1904) - известный богослов, агиограф, крупный церковный ученый. Магистр Киевской духовной академии. Степень доктора богословия получил в 1876 г. за свое знаменитое сочинение «Полный месяцеслов Востока». В начале XX века из всех русских епископов только четверо имели степень доктора богословия, в том числе архимандрит Сергий.

Алексей Иванович Хлудов (1818-1882) - один из крупнейших коллекционеров дореволюционной России, мануфактур-советник, председатель Московского биржевого комитета, председатель Московского отделения Совета торговли и мануфактур, старшина Московского купеческого сословия, член Московского коммерческого суда, совладелец торгового дома «А. и Г. Ивана Хлудова сыновья» (торговля бумажной пряжей), совладелец Товарищества Егорьевской бумагопрядильной фабрики А. и Г.Хлудовых, учредитель Товарищества Кренгольмской мануфактуры, директор Московского страхового от огня общества. Широко известен как коллекционер икон, древнерусских рукописных и старопечатных книг.

Составленный архимандритом Сергием очерк истории Знаменского монастыря практически полностью основан на материалах монастырского архива. По стечению обстоятельств, этот архив, содержащий максимум известной о монастыре исторической информации, был обнаружен во время подготовки архимандритом Сергием настоящего издания. В очерке отражены все вехи его исторической судьбы: связь с династией Романовых, пожары и перестройки - от первых дней вплоть до периода восстановления при императоре Александре II.

В качестве приложения автор опубликовал в книге большую и весьма ценную опись Знаменской церкви, датированную 1631 г., а также сведения об окружавших монастырь церквах и подворьях (Соловецком, Ростовском и прочих), монастырском некрополе. Речь идет о вотчинах, угодьях и других источниках содержания монастыря в XVII-XIX в.в. Один из разделов содержит биографические статьи о настоятелях монастыря. Архимандрит Сергий описывает здания, принадлежавшие обители и расположенные по Безымянному переулку, а также Настоятельский корпус, боярские палаты, церкви апостола Иакова, Знамения Богородицы и преподобного Афанасия Афонского. Кроме того, в книге рассказывается об изданиях и рукописях, содержавшихся в разное время в монастырской библиотеке, вкладах и пожертвованиях, как царских, так и частных лиц. Одна из глав посвящена детальному описанию наиболее ценных икон Знаменской обители. Архимандрит Сергий раскрыл содержание финансовой и хозяйственной документации монастыря за все время его существования - роспись доходов с разных земельных угодий, мастерских и т.д. Имеют ценность описательные статьи о целом ряде подмосковных сел, принадлежавших Знаменскому монастырю. Кроме того, приведены сведения о генеалогии рода Романовых, а также об иконе Знамение как иконографическом типе. В издании помещены планы монастыря XVII-XIX в.в., литографии на отдельных листах с изображением палат бояр Романовых и соборной церкви.

Основание Знаменского монастыря обычно связывают с двумя событиями – с памятью кончины инокини Марфы, случившейся в 1631 г., либо с рождением наследника Алексея Михайловича в 1629 г. В 1631 г. царь Михаил Федорович основал на Старом государевом дворе Знаменский монастырь, наделил его землями и подарил родовые палаты. Соборным храмом стала домовая церковь Знамения времен Никиты Романовича. В нее поместили главную святыню – родовую Знаменскую икону XVI в., перед которой молились предки царя Михаила Федоровича. В 1668 г. Знаменская обитель сильно пострадала в пожаре. В 1679 г. иждивением Милославских был заложен новый соборный храм по образцу кремлевского Успенского собора. Обгоревшие государевы палаты разобрали и на их месте возвели новые палаты с крыльцом: они именовались «на верхних погребах». После переноса столицы в Петербург монастырь вместе с бывшими государевыми палатами был предан забвению. В 1743 г. императрица Елизавета приказала обновить монастырь. В 1780-х г.г. собор, наконец, был расписан. Император Александр II в 1856 г. приказал восстановить палаты. Бывшие палаты бояр Романовых были выкуплены у Знаменского монастыря. После Октябрьской революции Знаменский монастырь был упразднен, собор закрыт и перестроен под жилье, главы с барабанами разобраны. В 1963–1972 г.г. была проведена реставрация собора.