|
Шестов Л. Начала и концы. Сборник статей: Творчество из ничего (А.П.Чехов). - Пророческий дар. - Похвала Глупости. - Предпоследния слова. Спб., типография М.М.Стасюлевича, 1908. XI, 197, [2] с. 22 х 15 см. Первое издание. В переплете эпохи. Очень хорошая сохранность.
Лев Исакович Шестов (1866-1938) - русский философ-экзистенциалист, обучался в Московском университете на физико-математическом, затем на юридическом факультете. Его диссертация, посвященная рабочему вопросу, не была защищена из-за претензий цензуры. В 1898 г. вышла первая книга Л.Шестова «Шекспир и его критик Брандес». В ней и последующих работах довольно четко наметились главные черты творчества Л.Шестова - это адогматизм, ограниченность и недостаточность научного познания как средства ориентирования человека в окружающем мире, недоверие к общим идеям, системам, мировоззрениям, закрывающим от нас реальную действительность во всем ее многообразии, выдвижение на первый план индивидуальной человеческой жизни, неприятие «нормативной», формальной, морали и «вечных» нравственных норм. В 1920 г. Л.Шестов эмигрировал во Францию, читал лекции в Парижском университете, многие из которых были посвящены Достоевскому, Толстому, а также русской философской мысли в целом.
Сборник Л.Шестова, вышедший в 1908 г. под общим названием «Начала и концы», содержит четыре статьи, опубликованные им в 1905-1907 г.г. в различных периодических изданиях.
В 1905 г. в журнале «Вопросы жизни» была напечатана его большая статья о А.П.Чехове, в которой Л.Шестов называет его «беспощадным талантом» и вводит понятие «творчества из ничего». В этом понятии присутствует, с одной стороны, явный библейский подтекст (о сотворении мира из ничего), с другой - совершенно иное его истолкование. Л.Шестов показывает, как отчаявшиеся герои А.П.Чехова оказываются перед лицом совершенной никчемности собственного существования, и потому поиск возможности создавать что-то из ничего становится для них единственно доступным способом продолжать жить. Впрочем, такого рода творчество всегда оказывается для героев А.П.Чехова недостижимым - им остается только «биться головой о стену».
Статья Л.Шестова «Пророческий дар» была приурочена к 25-летию со дня смерти Ф.М.Достоевского и напечатана в «Полярной звезде» 27 января 1906 г. Однако эта статья не столько о Достоевском, сколько о Первой русской революции. Л.Шестов он пишет, что «когда мы захлебываемся в крови», когда «у нас душат… славян и не славян», «ни Толстые, ни Достоевские, ни их пророчества никому не нужны; их построения не имеют никакого веса при принятии практических решений в политических вопросах; для насущных социальных и политических проблем они не годятся». По мнению философа, Толстой и Достоевский были плохими пророками, всегда ошибались; они делали смелые предсказания только потому, что знали, что их никто не слушает, но полагали, что людям стоит видеть в них пророков.
Полная блестящей иронии «Похвала глупости», появившаяся в сборнике «Факелы» в 1907 г., являлась ответом Л.Шестова на статью Н.Бердяева «Трагедия и обыденность», в которой тот говорит, что Л.Шестов, отвергая всякие догмы, создает сам «адогматический догматизм». Ответные нападки Л.Шестова на Н.Бердяева касаются его непостоянства в обличении разума. Л.Шестов указывает на две особенности изложения мысли Н.Бердяева. Суть первой в том, что, по мнению Л.Шестова, Н.Бердяеву присуще много раз менять свои убеждения. Вторая особенность, характерная, по мнению Л.Шестова, для всего творчества Н.Бердяева, имеющего своей целью проанализировать сущность здравого смысла, заключается в несмелости, непоследовательности и некоторого рода лицемерности его взглядов.
Наконец, в четвертой статье сборника «Предпоследние слова», опубликованной впервые в 1907 г. в «Русской мысли», Л.Шестов на примере знаменитых писателей, философов и государственных деятелей разных времен и народов - от Декарта и Юлия Цезаря до Достоевского, Шопенгауэра и Ибсена - рассуждает о том, что есть истина, и об испытаниях, через которые проходит человеческий дух на протяжении всей жизни.