Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Шуази О. История архитектуры. 2 тома. М., 1906-1907. Первое русское издание, на толстой бумаге. В двух современных полукожаных переплетах. Сохранены издательские обложки. Отличная сохранность. Экз. Н.Н.Бирукова.

Автор: Шуази О.
Год издания: 1906


Шуази О. История архитектуры. 2 тома. Перевод с французскаго Н.С.Курдюкова. М., издание гр. П.С.Уваровой, 1906-1907. 24,5 х 16,2 см. Первое русское издание, отпечатано на толстой веленевой бумаге. В двух современных полукожаных переплетах. Сохранены издательские обложки. Отличная сохранность. На оборотах обложек, титульных листов и на некоторых страницах штамп-экслибрис библиотеки Н.Н.Бирукова (Богомолов С.И. Российский книжный знак 1700-1918. М., 2004. С. 94). В тексте многочисленные развернутые маргиналии простым карандашом в старой орфографии, принадлежащие, по-видимому, Н.Н.Бирукову.

Том I. [М., типо-литография П.К.Прянишникова, 1905]. 557 с., с илл.
Том II. [М., типография В.А.Гатцук, 1907]. 697 с., с илл.

Экземпляр принадлежал выдающемуся коллекционеру Николаю Николаевичу Бирукову (1871-1918). Он был товарищем прокурора Московского окружного суда и членом Московской судебной палаты. Собранная им библиотека содержала к 1911 г. 3500 томов по 17 отделам, из которых главными были: инкунабулы и старинные издания до 1550 г., Rossica, Эльзевиры (около 450), славянские старопечатные книги, петровские издания, история, археология, юридические и политические науки, литература и проч. Среди книг было много редких и ценных изданий. Был напечатан каталог собрания Эльзевиров. В 1917 г. часть библиотеки была продана владельцем Московскому Публичному и Румянцевскому музеям.

Свою библиотеку Н.Н.Бируков начал собирать в 1896 г. Создавал он ее на основе книг, доставшихся в наследство от отца, и продолжал пополнять коллекцию вплоть до Первой мировой войны за счет экземпляров, приобретенных в Москве, С.-Петербурге и Риге на распродажах известных библиотек и в залежах у книжных антикваров. По словам исследователей этого собрания, старопечатные славянские и иностранные книги из библиотеки Н.Н.Бирукова встречались у букинистов и в 1940-е г.г.

Н.Н.Бируков не просто собирал книги, а внимательно изучал и описывал их. На более чем трехтысячное собрание существовал карточный каталог. Образцы этих описаний можно видеть в отделах редких книг многих российских библиотек на каждом экземпляре, принадлежавшем Н.Н.Бирукову. 

Настоящая книга стала главным трудом инженера путей сообщения, французского историка архитектуры и строительной техники Огюста Шуази (1841-1909), являвшегося профессором и директором отдела карт и планов в Национальной школе мостов и шоссейных дорог. Автор был сыном архитектора и талантливым математиком. С 1865 г. он вживую исследовал памятники мировой архитектуры, лично объездил Ближний Восток, Северную Африку, Грецию, Италию, Центральную Европу и другие регионы. За совокупность своих работ в 1903 г. О.Шуази был награжден Золотой медалью Королевского Британского института архитектуры. 

Впервые книга вышла во Франции в 1899 г. и имела колоссальное значение, сформировав взгляды на историю архитектуры и подходы к ее анализу у многих поколений исследователей во всем мире. Основой взгляда О.Шуази на архитектуру стало понимание, что архитектура не может изучаться в отрыве от условий природы, географии, климата той местности, в которой развивается, от орудий труда, научных и художественных представлений создающего ее в определенную эпоху народа. Эти мысли посещали исследователя еще до того, как их закрепил в качестве ключевого принципа основатель культурно-исторического подхода Ипполит Тэн.

О.Шуази прослеживает развитие архитектуры сквозь эпохи и тысячелетия до первой половины XIX века, показывая эволюцию ее форм и методов строительства от простого к сложному, их связь с развитием культуры, науки и техники. Он анализирует архитектуру по нескольким направлениям: методы конструкции, декоративные элементы, основные памятники. Автор большое внимание уделяет анализу элементов архитектуры и развитию форм.

Кроме того, в рамках рассказа об архитектуре О.Шуази уделяет внимание развитию различных ремесел: столярного и плотницкого, камнерезного и строительного, декоративного искусства и живописи. Отдельный интерес представляет история архитектурных орнаментов разных эпох, скульптуры и других разновидностей художественного украшения зданий.

Исследователь выявляет закономерности в развитии архитектуры, изучает ее логику и эстетику. В частности, уже в архитектуре Египта он показывает действие закона пропорций, демонстрирует эффекты повторения и оптические иллюзии. Выявляя закономерности, ученый переводит все на язык геометрии. Так появляются соразмерности и выражения пропорций, свойственные каждой культуре и эпохе.

О.Шуази формулирует очень интересные установки для структурного анализа архитектуры. Например, элементарной единицей измерения для многих архитектурных школ, использовавших в качестве основного строительного материала глину, становятся размеры кирпича. Важность для понимания развития технологий приобретают способы строительства арок и сводов.

В книге изучены формы культовой и светской архитектуры. Автор показывает, как функция здания влияла на его форму и двигала человеческую мысль. На материале развития архитектуры показана и социальная организация общества, обеспечивавшая нужды строительства.

Автор использовал данные археологии, планы и чертежи, сочинения по архитектуре, истории и географии, сохранившиеся архитектурные сооружения, строительные орудия, изображения зданий древности. Книга богато иллюстрирована чертежами и рисунками, выполненными самим О.Шуази. Исследователь добивался и в них исключительной математической точности. Он разработал собственный метод визуализации строительных технологий в виде изометрических чертежей, позволяющих отображать объекты в плоских трехмерных картинках, сочетавших в себе изображение плана, объемов, сечения, перспективной проекции. Инженер использовал этот способ визуализации для описания зданий в социальных и материальных терминах, рассматривая их в контексте развития мировой архитектуры.