|
Шульгин В.В. "Что нам в них не нравится...": Об антисемитизме в России. Париж, 1929. 330, [6] с. 19,2 х 14 см. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Отличная сохранность. Редкость.
Библиография: В каталоге собрания Андрея Савина значится как большая редкость.
Книга В.В.Шульгина стала ответом на статью С.Литовцева 1928 г., в которой тот предложил открыть диспут об антисемитизме. Для того, чтобы беседа была плодотворной и содержательной, он полагал необходимым участие хотя бы нескольких действительных антисемитов, которые смогли бы сформулировать, что они осуждают в евреях без «проекций юдаистического мессианизма». Итогом этого призыва стало настоящее издание, автор которого заявил, что он тот самый - «довоенный» антисемит. Упоминание это особенно важно в свете эволюции взглядов В.В.Шульгина на еврейский вопрос в России. Сам он считал, что в русско-японскую войну «еврейство поставило на поражение и революцию. И я был антисемитом». С началом Первой мировой войны русское еврейство, которое имело большой вес в печати, продвигало лозунг «Война до победного конца» и этим отрицало революцию. Так В.В.Шульгин «стал филосемитом».
Как редактор газеты «Киевлялини», В.В.Шульгин выступил с резкой критикой дела Бейлиса, обвиненного в ритуальном убийстве русского мальчика. Несостоятельность обвинения, по его мнению, была очевидна не только юристу, но и всякому здравомыслящему человеку. С той же позиции выступал и его отчим Д.И.Пихно, мировой судья, известный юрист и националист, которого менее всего можно было заподозрить в пристрастии к евреям. В.В.Шульгин и Д.И.Пихно, побывав на нескольких заседаниях по делу Бейлиса, пришли к выводу, что обвинение намеренно фальсифицирует результаты, пытаясь превратить процесс в «суд над еврейством». В разгромной статье в «Киевлянине», опубликованной после обвинительного акта, В.В.Шульгин резко критиковал правительство, зачинщиков погромов и Министерство юстиции. Весь тираж газеты был изъят цензурой, кроме тех номеров, которые отправились подписчикам.
В мемуарах В.В.Шульгин писал о себе: «Я - уроженец Киева, а следовательно - черносотенец». В действительности его действия были далеки от идеалов этой националистической группы. Он стоял сначала на крайне правых позициях, после 1905 г. выступал за конституционную монархию. Был против еврейских погромов, не столько с целью защиты евреев, сколько из соображений соблюдения законности и порядка. Как член Государственной Думы II и III созывов, он пропагандировал принудительную русификацию национальных меньшинств Российской империи. Этот пункт входил также и в платформу партии Русских националистов, которой руководил В.В.Шульгин.
В настоящей книге он подробно высказался о своем отношении к еврейству, разделив антисемитизм на три типа: расовый (биологический), политический (культурный), религиозный (мистический). Расовый антисемитизм В.В.Шульгин не разделял, придерживаясь второго, политического типа. Он объяснял, что рост еврейского населения, с его точки зрения, опасен для коренных народов и может расшатать или вовсе уничтожить русскую национальную и культурную идентичность. В.В.Шульгин объяснял это тем, что еврейская нация сформировалась три тысячи лет назад, а русская - всего тысячу, поэтому является более «слабой». По этой же причине он не одобрял смешанных русско-еврейских браков - наследственность у русских слабее еврейской, объяснял В.В.Шульгин, поэтому потомство от подобных браков будет наследовать еврейские черты и утрачивать русские. Следует отметить, что в числе первых пунктов, внушающих В.В.Шульгину антисемитизм, он назвал само отношение евреев к этой идее, неприятие критики еврейства.
Василий Витальевич Шульгин (1878-1976) - крупный российский политик правого лагеря, депутат Государственной думы ряда созывов, монархист, участник Белого движения. Сын профессора Всеобщей истории Киевского университета. Окончил юридический факультет. В 1905 г. он записался добровольцем на японский фронт, но война кончилась. В Государственную думу II-IV созывов он избирался как помещик от Волынской губернии, где был одним из лидеров правых, а затем националистов. В ходе Февральской революции В.В.Шульгин вошел в состав Временного комитета Государственной думы. 2 марта он вместе с А.И.Гучковым отправился в Псков для переговоров с императором об отречении, 3 марта присутствовал при отказе Михаила Александровича от престола и участвовал в составлении и редактировании акта отречения.
В ноябре 1917 г. В.В.Шульгин принял участие в формировании Добровольческой армии. При попытке эмигрировать через Румынию он в числе других был разоружен и отправлен назад в Россию. Вернувшись уже в «красную» Одессу, В.В.Шульгин проживал там на нелегальном положении до июля 1920 г., затем выехал в Константинополь. С момента образования Русского общевоинского союза в 1923 г. он являлся его членом и выполнял поручения начальника врангелевской контрразведки Е.К.Климовича, по заданию которого связывался с руководством подпольной антисоветской организации «Трест» и нелегально посещал СССР. После того, как выяснилось, что приезд В.В.Шульгина в СССР, все его перемещения по стране и встречи проходили под контролем ОГПУ, доверие к нему в среде эмигрантов было подорвано.
Некоторые работы В.В.Шульгина выходили в Советской России, а две его книги были в личной библиотеке В.И.Ленина. В декабре 1944 г. В.В.Шульгин был задержан в Югославии контрразведкой «Смерш» и вывезен в Москву. Он был приговорен к тюремному заключению сроком на 25 лет, но в 1956 г. освобожден и даже стал гостем на XXII съезде КПСС. Бывший правый политик принял участие в художественно-публицистическом фильме «Перед судом истории», сыграв самого себя. В ноябре 2001 г., посмертно, В.В.Шульгин был реабилитирован.