|
Attelages Russes. Pl. 19: Traineau de Sibérie. Dessiné par W.Timm. Imp. Lemercier. M.-Spb.: Publié par G.Daziaro, [s.d.] - Русские упряжки. Л. 19: Сибирские сани. По рисунку В.Тимма литографировано в мастерской Лемерсье. М.-Спб., издатель Дж. Дациаро, 1840-е г.г. Литография в раме и паспарту. Экземпляр из меньшей части тиража. Профессиональная раскраска акварелью, близкая ко времени издания. Размеры оттиска: 22 х 21,9 см. Размеры в раме: 44,8 х 44,8 см. В правом нижнем углу литографии оттиск подписи художника: «W.Timm. 1844». Отличная сохранность. Редкость.
Библиография: Верещагин В.А. Русская карикатура. Спб., 1911-1913. Вып. 1, с. 62.
Лист из известной сюиты «Attelages Russes» («Русские упряжки»), выпущенной знаменитым издательством художественной графики «Дациаро». Фирма работала в Москве, С.-Петербурге и Париже. В С.-Петербурге и Москве активная деятельность издательства, основанного купцом второй гильдии итальянцем Иосифом Христофоровичем Дациаро (1805-1865), относится к 1830-1865 г.г. Настоящее изображение было гравировано и отпечатано в знаменитой мастерской Лемерсье в Париже. Это заведение относилось к числу старейших и лучших художественных литографий Европы. Оно было организовано учеником изобретателя техники литографии А.Зенефельдера Жозефом Лемерсье (1803-1887) в 1828 г. Именно здесь после 1840 г. преимущественно печаталась продукция Дациаро.
На литографии изображен сибирский автохтон в национальной одежде, управляющий санями, запряженными ездовыми собаками. Запечатлен старинный ительменский тип нарт. Ительмены были когда-то многочисленным народом, жившим на Камчатке вдоль рек и на морских побережьях. Представленный архаичный тип ездовых нарт мало приспособлен для дальних переходов. Его применяли оседлые прибрежные охотники, разводившие лаек как для охоты, так и для езды. Более привычный тип грузовых нарт для дальних поездок появился позже, в XVIII-XIX в.в., и постепенно вытеснял традиционный тип. Ездок изображен в ительменском зимнем костюме - кухлянке. Она шилась из оленьих шкур и опускалась ниже коленей. Обязательной частью кухлянки являлись капюшон и нагрудник, последний шили из шкур с собачьих ног.
Литография относится к раннему периоду творчества В.Ф.Тимма - времени, когда он работал в Париже. В.Ф.Тимм выполнил 12 листов к изданию «Attelages Russes». Судя по дате на листе, рисунок был создан художником в 1844 г. Всего в сюиту входило 49 отдельных листов без обложки. Лишь небольшая часть экземпляров в тираже имела издательскую ручную раскраску акварелью.
Характер и техника печати, качество оттиска подтверждают подлинность представленного экземпляра и его датировку.
Василий Федорович Тимм (Георг-Вильгельм Тимм, 1820-1895) - выдающийся российский художник, гравер и литограф, академик Академии художеств. Сын рижского бургомистра. Его сестра Эмилия с 1839 г. была замужем за К.Брюлловым. В.Ф.Тимм окончил Биркенрускую гимназию, поступил в 1835 г. вольнослушателем в Академию художеств, учился у А.И.Зауэрвейда, став одним из лучших его учеников. Начинал он как художник-баталист, но основное творчество посвятил жанровым сценам. Еще будучи учеником, В.Ф.Тимм удостоился двух Серебряных медалей, Малой и Большой, за батальные сцены. Талант молодого художника был высоко оценен императором Николаем I.
В 20 лет В.Тимм иллюстрировал знаменитую книгу И.П.Мятлева «Сенсации и замечания госпожи Курдюковой». Это была первая крупная книжная работа художника, которая обеспечила книге большой коммерческий успех. Ее экземпляры раскупались нарасхват. В 1842-1843 г.г. Василий Федорович стал автором иллюстраций к «Картинкам русских нравов», «Физиологии Петербурга», «Нашим, списанным с натуры» и др.
Три года В.Ф.Тимм провел в Париже. Первая его поездка во Францию состоялась в 1844-1846 г.г. В Париже В.Ф.Тимм учился под руководством художника и дипломата О.Верне, с которым познакомился в С.-Петербурге в 1843 г., когда О.Верне приезжал в Россию с дипломатическим поручением. В.Ф.Тимм получил Императорскую стипендию в размере 300 червонцев в год, чтобы продолжать обучение в Париже. Взамен он должен был доставлять свои работы ко Двору. В.Ф.Тимм представил шесть рисунков со сценами из жизни арабских женщин в Алжире. В Париже В.Ф.Тимм женился на дочери рижского купца и работал в издании «Illustration». Здесь он стал сложившимся мастером с громадным запасом знаний и впечатлений.
В.Ф.Тимм вернулся в Россию в 1849 г. из-за Февральской революции 1848 г. во Франции. В 1849-1851 г.г. художник работал на Кавказе, где рисовал, в том числе, в ходе боевых действий, проявляя выдающуюся храбрость. Вернувшись в С.-Петербург в 1851 г., он начал издавать «Русский художественный листок», который продолжал до 1862 г. В 1854 г. В.Ф.Тимм был командирован Николаем I в Севастополь, сопровождая великих князей. А в 1856 г. по поручению уже Александра II В.Ф.Тимм был послан в Москву для выполнения рисунков, посвященных коронационным торжествам.
В.Ф.Тимм был, пожалуй, самым плодовитым российским художником-графиком своего времени. В 1840-1862 г.г. фактически не появлялось художественно-иллюстрированных сборников без его участия. В.Ф.Тимм отличался наблюдательностью и большим вниманием к бытовой жизни. Он заносил в свой альбом все интересные мелочи повседневности, особенно характерные детали русской жизни, кроме того, был художественным «летописцем» празднеств, торжеств и официальных церемоний. В.Ф.Тимм одним из первых практически полностью ушел из станковой живописи, посвятив свое творчество гравюре и рисунку. От постоянной напряженной работы художник подорвал зрение и был вынужден прекратить деятельность графика. В 1867 г. он навсегда уехал в Берлин.
Фирма «Дациаро» более всего прославилась изданиями видовой графики. Она выпускала преимущественно литографированные виды двух русских столиц. Уже в начале своего существования предприятие стало самым успешным в России в своей области за счет высочайшего качества исполнения гравюр. На него работали лучшие художники и мастера-литографы. Со временем фирма приобрела высший коммерческий статус Поставщиков Двора Его Императорского Величества. В 1840-е г.г. в России наступает бум интереса к собственной истории, фольклору, народному быту. В Европе же внимание публики привлекают те особенности русской жизни, которые делали страну уникальной. Одной из таких ярких особенностей были традиционные виды гужевого транспорта: разнообразные виды саней, кибиток, бричек, телег и других повозок. Именно этой теме и посвящена выпущенная Дж.Дациаро сюита.