Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Симоненко П.Ф. Полный основной курс, практической пиротехнии или Новейшее, специальное, подробное руководство, как приготовлять фейерверк. В 6 частях. М., 1909. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Очень хорошая сохранность.

Автор: Симоненко П.Ф.
Год издания: 1909


Симоненко П.Ф. Полный основной курс, практической пиротехнии или Новейшее, специальное, подробное руководство, как приготовлять фейерверк. Составлено по последним научным изысканиям, проверенным на практике. С описанием всех возможных родов фейерверка на всякие торжественные случаи, а равно заключающее подробное описание комнатных и водяных фейерверков, иллюминаций, театральных огней и электрическаго освещения как с батареями, так и с динамо-машинами. Полный сборник рецептов. Составление всех видов бенгальских огней, ракет и фейерверков, с приложением отдельнаго описания последних грандиозных иллюминаций, сожженных в Москве, Петербурге и Париже во время коронационных торжеств в дни Франко-Русской недели, и по случаю 200-летняго юбилея С.-Петербурга. В шести частях. Около 200 рисунков в тексте. Издание третье, исправленное и значительно дополненное. М., [типография П.В.Бельцова, 1909]. 292, XII с.; с илл. в тексте и 1 илл. на отдельном листе. 22,4 х 14,3 см. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Очень хорошая сохранность.

Первое издание вышло в 1894 г. под названием «Пиротехния, или специальное, новейшее, подробное руководство, как приготовлять фейерверк». Автор следил за развитием химических технологий и дополнил третье издание новыми сведениями о химических составах, инструментах и приборах, порядке организации химической лаборатории. В новом издании появился также отдел, посвященный комнатным фейерверкам.

Издавна аристократия любила увеселительную пиротехнику - фейерверки. В России над этого рода технологиями начали работать с первой четверти XVIII века. В то время приготовлением составов занимались ученые из Академии наук и инженеры артиллерии. Ключевым для развития пиротехники и химии в целом было выделение кислорода и открытия реакции окисления в конце XVIII века. В XIX веке в горную и военную пиротехнику пришел бездымный порох, нитроглицерин, динамит и более эффективные составы. В своей книге автор впервые ставит революцию в химии, произошедшую во второй половине XIX века, на службу развлекательной пиротехнике. В книге, кроме прочего, рассмотрено использование гальванических эффектов при иллюминациях, применение магниевых, алюминиевых смесей и множества других химических составов для создания пламени всех оттенков, яркости и продолжительности горения.

В книге описаны условия и принципы химических реакций, даны сведения об атомных массах химических элементов. Автор рассказывает о природах света, электричества, теплоты, рассматривает химические свойства основных веществ и соединений, используемых в пиротехнике. Рассмотрены способы проверки качества исходных материалов, реакции экстракции, перегонки, очистки веществ и др. Объясняется, как правильно смешивать препараты и получать те или иные световые эффекты. Успех пиротехника зависел от чистоты используемых в смесях материалов и точности соблюдения рецептуры.

Представлены способы приготовления искусственного пороха, бикфордовых шнуров и запалов. Даны многочисленные рецепты огней любых возможных цветов, указания по приготовлению бенгальских огней и фейерверков, огненных фонтанов, светящихся звезд и шаров, форсов и швермеров. Описаны пути, как добиться вспышки или медленного горения, искрения, разрывов и пр. Наиболее тонкой частью работ являлось составление сложных изделий или свето-шумовых композиций. Они имели свои названия: пчелиный рой, букеты, римские свечи, фугасы, ракеты, шутихи и пр. Работу их регулировали часовые механизмы. Наиболее сложным моментом являлась синхронизация всех элементов пиротехнического шоу. Сложной задачей было и художественно подобрать цвета в иллюминации. Автор касается вопросов сочетания цветов и эстетики восприятия. Рассмотрены правила организации световых декораций, используемых во время спектаклей и цирковых представлений, создания огненных фигур разных рисунков. Фейерверки устанавливались в садах и парках, во дворе, на воде, в комнатах, зрительных залах. Также представлены способы организации электрической иллюминации.

Автор книги Петр Федорович Симоненко - сын надворного советника, невероятно разносторонний человек. Он был химиком, специалистом в технологиях различных кустарных производств, предпринимателем-фотографом, знатоком электричества и гальванопластики. Что касается фейерверков и пиротехники, автор имел многолетний опыт в этой области и устраивал праздничные иллюминации с колоссальными по тем временам бюджетами, доходившими до 20 000 рублей. В своей книге он дает описания иллюминаций во время празднеств по случаям коронования Александра III и Николая II и в честь 200-летия Санкт-Петербурга. Во второй половине 1860-х г.г. П.Ф.Симоненко владел фирмой «Кавказская фотография», доставшейся ему в наследство от старшего брата. До этого он был фотографом Главного штаба Кавказской армии. В 1872 г. на Политехнической выставке в Москве П.Ф.Симоненко получил за гальванопластические копии с древностей Золотую медаль. Фотограф заведовал мастерской гальванопластики в Художественно-промышленном музее при Строгановском центральном училище технического рисования. Соединяя в себе знания фотохудожника и пиротехника, он видел, как световые эффекты и иллюминацию можно использовать на сцене и в открытых пространствах. Свои издания автор все время дополнял сведениями о появлявшихся новых технологиях.