|
Сказание о Тихвинской иконе Богородицы: Воспроизведение части рукописи И.О.Л.Д.П.F. XXXVIII. [Спб., типография Императорской Академии Наук], 1892. [4] c.; 65-119 л. факсимиле иллюминированной рукописи с цв. илл. в тексте и 1 цв. илл. на отдельном листе. 34,2 х 26,1 см. Текст воспроизведенной факсимильным способом рукописи - на церковно-славянском языке. Юбилейное издание, вышедшее по случаю 280 лет завершения Смутного времени. Книга впоследствии не переиздавалась. Издание стало единственным печатным воспроизведением памятника. Отпечатано литографским способом ограниченным тиражом как выпуск 101-й трудов Императорского Общества любителей древней письменности. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность. Редкость.
Изданный в 101-м выпуске трудов ОЛДП фрагмент о Тихвинской иконе Богородицы происходит из рукописи XVIII века, озаглавленной: «Повесть чудна и зело полезна сложена от древняго списания о иконном изображении како и когда зачатся иконное изображение и о написании иконы пречистыя владычицы нашея Богородицы и присно девы Марии, честнаго ея одигитрия и о чудесех иже сотвори в царствующем Константине граде …». В издании факсимильным образом воспроизведены главы 25-68 сказания «О пречестном изображении чудотворныя иконы Богоматере: пречестнаго же образа». В науке опубликованный текст называется «Сказание о осаде Тихвинского монастыря шведами в 1613 г.» Главы открываются заголовком: «Месяца Сентября в 15 день Сказание о милости пресвятыя владычицы нашея Богородицы и присно девы Марии. Како преславно избави обитель свою иже на Тихфине. Идеже святыи ея чудотворныи образ Одигитрие от нашествия зловерных и поганых варяг, иже свияне наричются».
Произведение датируется 1658 г. Многие исследователи автором текста считают иконника Тихвинского Успенского монастыря Иродиона Сергеева. Эта часть рукописи была издана отдельно, поскольку являлась наиболее исторически значимой, имела отношение к завершению Смутного времени, борьбе за северо-западные русские земли со шведами и к роду Романовых, являвшемуся основным покровителем монастыря. Ни ранее, ни позднее этот текст отдельно не переиздавался.
Опубликованный текст был составлен на основе более раннего «Сказания о осаде и сидении в пречестней обители честнаго и славнаго Одигитрея чудотворныя иконы Тихвинския». Это первоначальное Сказание было написано участником обороны монастыря 1613 г., профессиональным военным, вскоре после завершения осады. Ценность его заключалась в точности деталей описания обороны монастыря, действий шведов, их осадных орудий и инженерных сооружений. Автор вполне владел специальными терминами. Сказание дошло до нас в составе Новгородских летописей.
В произведении Иродиона Сергеева история осады Тихвинского монастыря приобретает более пространный и общерусский характер. Она вписана в широкий контекст войны со Швецией 1610-1617 г.г. В повествовании появляется историческая перспектива. Автор считает вторжение шведов одним из трагичных последствий Смутного времени и безвластия. Из Сказания 1658 г. исключен ряд мелких военных деталей обороны монастыря. Составитель дает исторические обобщения и меняет лексику на более понятную. Он стремится прославить новыми чудесами икону Тихвинской Богоматери и укрепить авторитет своего монастыря, которому активно покровительствовали русские самодержцы. Монастырь в его глазах - то место, где движение шведов вглубь России было остановлено. Поражение врагов автор приписывает чудесному заступничеству Богородицы за православных.
Только эта пространная редакция получила широкое самостоятельное распространение в списках XVII-XIX в.в., ряд из которых был богато иллюминирован. Иконографическими источниками для ряда иллюстрированных списков послужили и иконы Тихвинской Богоматери с клеймами чудес. В них вошли многие эпизоды, связанные с историческими лицами, а также события осады Тихвинского монастыря шведами в 1611-1613 г.г. К числу таких списков относится и опубликованный, созданный в старообрядческой среде. Памятник принадлежал Обществу любителей древней письменности, ныне он хранится в Российской национальной библиотеке.
В ходе Русско-Шведской войны 1610-1617 г.г. шведы в 1611 г. захватили Великий Новгород и Псков. Новгородские земли отделились от Московского государства и стали шведским протекторатом. В 1613 г. шведы под предводительством Якоба Делагарди взяли Тихвин, осаждали и стремились взять приступом Тихвинский монастырь. Но его защитники во главе с князем Семеном Прозоровским смогли отразить несколько штурмов и удержать обитель до прихода подкрепления. С восшествием на престол Михаила Федоровича Романова в конце 1613 г. смута постепенно прекратилась, появилась возможность укрепить государство и со временем отвоевать потерянные территории.
Особенный интерес в сказании представляют сохраненные исторические детали. Упоминаются ключевые исторические деятели: царь Михаил Федорович, Леонтий Арцебашев, воеводы Симеон Прозоровский и Леонтий Веньяминов, сыгравшие важную роль в освобождении Тихвина, Новгорода и Пскова, воевода Андрей Трусов, тихвинский игумен Ануфрий и др. Рассказывается о предательстве Федьки-переславца. Описания хода боевых действий, вооружения шведов, инженерной подготовки ко взятию монастырских стен, методов обороны сопровождаются многочисленными миниатюрами, делающими образы обороны наглядными.
В издание также вошел и другой текст: «О явлении и пророчестве преподобнаго отца нашего Макариа Унженскаго и Желтоводскаго чудотворца о велицем пожаре, бывшем во обители Богоматери и чудо о чудотворной иконе пресвятыя Богородицы честнаго ея одигитриа и о кресте». Сказание было опубликовано на средства купца второй гильдии Андрея Федоровича Маркова, ему же принадлежала типолитография, где были отпечатаны листы факсимиле для издания под наблюдением П.П.Новицкого.
Чудотворная Тихвинская икона Богоматери является главной реликвией Богородичного Успенского мужского монастыря в Тихвине, основанного новгородским архиепископом Пименом по указу Ивана Грозного в 1560 г. Монастырь действует по сей день на территории Ленинградской области, являясь одним из важнейших центров паломничества. Во время Великой Отечественной войны Тихвин был лишь в течение недолгого времени оккупирован, но при отступлении немцы вывезли икону и передали Православной духовной миссии, в результате чего святыня со временем попала к епископу Иоанну (Гарклавсу) и надолго обосновалась в США. В 2004 г. после восстановления монастыря икона была передана Русской Православной Церкви и находится ныне в Успенском соборе обители.
Тихвинская икона Богоматери является одной из главных реликвий, идеологически укреплявших власть московских самодержцев. По преданию, она чудесно покидала те места, где иссякало благочестие. Так, во время иконоборческой ереси этот образ «Одигитрии» уплыл из Константинополя в Рим. А после Торжества Православия тем же путем вернулся обратно. Считается, что в Новгородские пределы образ попал в конце XIV века после падения Константинополя. Это воспринималось как переход иконы из страны, утратившей благочестие, в новый удел Богородицы - в Святую Русь. В XVI веке икона стала наглядным божественным подкреплением теории «Москва - Третий Рим». Ее стали воспринимать как подтверждение особого статуса России перед лицом Бога, как символ самодержавия. Великие князья Московские и цари, начиная с Василия III, оказывают особое покровительство месту пребывания иконы в Тихвине. В XVI веке Тихвин становится центром богомолья.
Общество любителей древней письменности существовало с 1877 до 1940 г. Его труды выходили до Октябрьской революции 1917 г. Первый пункт его Устава гласил: «Общество … имеет целью издавать славяно-русские рукописи, замечательные в литературном, научном, художественном или бытовом отношении, и перепечатывать книги, сделавшиеся библиографической редкостью, без исправлений». Труды Общества благодаря материалам, качеству и дорогой технике воспроизведения стоили весьма дорого. Уже многие современники считали их недоступными. Издания распространялись в среде членов Общества, а также предназначались для основных учебных и научных учреждений, в том числе Императорских музеев и библиотек. Тиражи этих изданий были весьма невелики.