Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Смирнов С.И. Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. (Тексты и Заметки). М., 1912. Малотиражное издание: отдельный оттиск из Чтений ОИДР. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность. Редкость.

Автор: Смирнов С.И.
Год издания: 1912


[Смирнов С.И.]. Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. (Тексты и Заметки). [М., издание Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете, 1912]. [4], 1-464, 464*, [1], 465-568 c. 24,3 х 16 см. Малотиражное издание: отдельный оттиск из Чтений ОИДР. Отпечатано в Синодальной типографии на церковно-славянском и русском языках кириллическим и гражданским шрифтами. Книга впоследствии не переиздавалась. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность. Редкость.

Тема покаянной древнерусской литературы оказалась в начале ХХ века мало исследованной и очень актуальной, поскольку имела отношение к повседневному греху. На нее в 1902 г. обратил внимание профессор Н.К.Никольский, когда формулировал ближайшие задачи изучения средневековой отечественной книжности. С.И.Смирнов первым глубоко изучил покаянные тексты, дошедшие в сборниках канонического содержания и почти не введенные в научный оборот. Эти памятники далеко не всегда имели авторитет закона. Статус закона имели правила апостолов, соборов и святых отцов, входившие в Кормчую.

В издании помещены тексты древних рукописей о покаянном правиле, о исповеди и о грехах, которые были наиболее актуальны для черного и белого духовенства, окормлявшего и исповедовавшего паству. Это богатейший материал о быте и поведении православных жителей Московской Руси. Из него видны многие основы национальной психологии, поведенческие модели далекого прошлого.

Духовник играл особую роль в православной религиозной практике, отвечая за душу своего духовного чада, за грехи и покаяние человека. Выбравший духовника должен был ему полностью повиноваться и быть полностью открыт перед ним до самых темных своих психологических глубин. Духовный отец мог требовать от ученика любого поступка, ведшего к спасению души или укреплению веры, например, повелеть: «поднимись и ввергнись в море».  

Среди публикуемых текстов были как весьма авторитетные, приписывавшиеся перу святых и известных подвижников, или анонимные произведения, к которым относились с доверием, так и вовсе отреченные, так называемые «худые номоканунцы». Интересно, что все эти разновидности оказывали друг на друга влияние, в том числе и на статьи Кормчих книг. Эти тексты, не имевшие статуса закона, в большей степени отражали миросозерцание и каноническую мысль своих авторов, нравы и быт церковной и монастырской среды. «Худые номоканунцы» часто иллюстрировали примитивность религиозной мысли, каноническую неосведомленность или стремление к ослаблению покаянной дисциплины.

Опубликованы тексты рукописей второй половины XIV-XVII в.в., найденных в книгохранилищах старейших русских монастырей, в Синодальной библиотеке и частных собраниях крупнейших коллекционеров XIX - начала ХХ в.в. Автор использовал эти тексты во время работы над магистерской диссертацией о древнерусском духовнике (защищена в 1906 г.), а спустя годы смог опубликовать их. Этот материал, относясь к сфере канонического права, с крайней степенью полноты регламентировал повседневную жизнь светских прихожан, белого духовенства и особенно священников, монахов и насельников.

Одни правила касались семейных отношений, хозяйственной и коммерческой деятельности светских прихожан, властной иерархии. Регулировалось поведение дома и в церкви в течение всего церковного года. В этих источниках обсуждаются ход богослужения, пищевые запреты, постная дисциплина, интимная жизнь разных социальных групп, кредитные операции, работорговля, отношения с язычниками, еретиками, неверными, иудеями, практика колдовства и знахарства, организация питейных и увеселительных заведений и множество других мелких бытовых деталей, ярко характеризовавших средневековую повседневность.

Другие, и более строгие правила относились к духовенству и членам их семей. Всесторонне оговаривалось, в каких случаях священник может и не может служить; как и кого он может причащать, как бережно должен обращаться с причастием и телом Христовым, и что делать в случае угрозы их осквернения; в каких случаях ответственность за духовный ущерб пастве ложится на священника более сурово; если младенец умер некрещеным, или крещеный взрослый умер без исповеди, и все это произошло по нерадению священника, то на него ложится вина за адские мучения умершего. Ряд важных указаний дан о единстве духовной корпорации. Наиболее развернутыми и строгими были списки грехов и покаянное правило для монашествующих. Оговаривались степени вины в разных случаях: если человек знал о тяжести греха, если согрешал невольно или по незнанию. Указывались размеры епитимьи.

Основными источниками покаянного правила были правила апостольские и правила святых отцов, решения соборов, вопросы и ответы выдающихся подвижников и церковных иерархов Византии и Ближнего Востока. Но были и многочисленные тексты славянского и русского происхождения, например, Вопрошания Кирика; две Кирилло-Белозерские редакции Правила о церковном устроении; Правило Илии, архиепископа Новгородского; Послание Иакова Черноризца к Ростовскому князю Дмитрию Борисовичу; правила из Кормчих (в частности, из Устюжской Кормчей XIII в.), Послания прп. Иосифа Волоцкого к детям духовным; поучения и правила о постах, «поучения попам» и другие предписания и наставления духовникам о принятии кающихся и о наложении епитимий.

В заметках к Материалам, составляющих около половины текста издания, автор поместил источниковедческие исследования и наблюдения над публикуемыми памятниками. Он старался установить происхождение, источники и взаимное отношение текстов, степень их канонической авторитетности и практического значения в Древней Руси. Рассмотрены затруднения, возникающие при изучении источников о покаянной дисциплине, литературная форма и содержание памятников. Исследователь рассказывает, как развивалась практика духовников и покаянная дисциплина в Древней Руси. Представленные заметки стали научным базисом магистерского исследования С.И.Смирнова.

Автор-составитель публикует тексты памятников на церковно-славянском языке кириллическим шрифтом в форме, наиболее приближенной к подлинным текстам рукописей. Он передает все языковые и ряд графических особенностей произведений, например, выносные, сокращения под титлом и т.д. Тексты сравниваются по трем рукописям, за основу берется древнейший и наиболее полный список. Разночтения по остальным приводятся в комментариях.

Сергей Иванович Смирнов (1870-1916) - российский историк церкви, доктор церковной истории, профессор Московской духовной академии. Образование получил в Вифанской духовной семинарии. В 1891-1895 г.г. учился в Московской духовной академии. Его учителем был профессор Е.Е.Голубинский. С.И.Смирнов стал при Академии профессорским стипендиатом. В 1906 г. исследователь защитил магистерскую диссертацию по богословию: «Духовный отец древней восточной церкви (История духовничества на Востоке). Ч. 1 (Период Вселенских соборов)». В 1907 г. С.И.Смирнов получил звание экстраординарного профессора, и в том же году стал приват-доцентом Московского университета по кафедре истории церкви.