Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале. [Суздаль, фотография А.А.Соболева, начало XX века]. Фотография в современном паспарту и в раме. Отличная сохранность. Редкость.

Автор: Соболев А.А.
Год издания: 1902


Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале. [Суздаль, фотография А.А.Соболева, начало XX века]. Фотография в современном паспарту и в раме. Размер снимка: 27 х 21 см. Размер в раме: 50 х 44 см. Отличная сохранность. Редкость.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы - старейшее здание Суздаля, один из интереснейших памятников древнерусского зодчества. Он был первым каменным храмом на русском северо-востоке.

По преданию, собор был построен на месте заложенного Владимиром Мономахом в конце XI века храма Успения Пресвятой Богородицы - первой христианской церкви в Суздале. Этот храм был огромным и величественным. Мощное здание с одной главой было сложено из тонкого кирпича и расписано лучшими византийскими мастерами. Но уже примерно через полвека из-за слишком слабого для такого гиганта фундамента собор начал рушиться и по приказанию Юрия Долгорукого был разобран.

В середине XII века (1148 г.) на месте прежнего собора из тесаного белого камня - пористого известняка - был возведен новый огромный храм, сходный по своей архитектуре с Успенской церковью в Киево-Печерской Лавре. Собор был надстроен и украшен рельефными рисунками, женскими масками, резьбой и опоясан аркатурой с колонками. Строительство длилось с 1222 по 1225 г.г., когда епископ Симеон заново освятил собор и переименовал его из Успенского в Богородице-Рождественский. В 1233 г. интерьер собора был заново расписан фресками, а полы выложены терракотовой плиткой.

В 1445 г. во время набега казанского хана собор горел, и своды его обрушились. Восстановления ждать пришлось долго: только в 1530 г. по приказанию царя Василия III его разобрали до аркатурно-колончатого пояса и заново надстроили. Вместо трех глав теперь сделали пять, с высокими кирпичными световыми барабанами с узкими щелями-окнами. В таком виде, с некоторыми перестройками XVII-XVIII в.в., собор сохранился до наших дней.

Некрополь Рождественского собора представляет отдельный интерес. Среди захороненных под чугунными плитами пола есть члены известнейших боярских и княжеских родов, таких, как Шуйские, Шуйские-Скопины, Бельские. Там же покоятся и сыновья Юрия Долгорукого - Иван и Святослав.

В 1930-х г.г. богослужения в соборе прекратились и в нем начались научные и археологические исследования. К 1960-м г.г. позднейшие обстройки были снесены и здание обрело вид XVI века.

В августе 2005 г. собор, долгое время бывший на реставрации, снова открылся. При реставрации в нем были обретены мощи св. Арсения Элассонского (1550-1635), архиепископа Суздальского и Тарусского, канонизированного в 1982 г. 

Рождественский собор с 1992 г. входит в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля». Первые торжественные богослужения в нем прошли в 1991 г. В настоящее время храм находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. С тех пор в нем проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная экспозиция.

Александр Алексеевич Соболев (1856-1928) - владелец фотографии в г.Суздале. Единственный сын крепостных крестьян дер. Брылы, села Гончарово, близ Гаврилово-Посада. Его отец был конюхом, мать служила горничной. Учился в Москве часовому делу. Став мастером, переехал с родителями в Суздаль. Покупка фотографического аппарата, изучение специальной литературы позволили А.А.Соболеву заняться фотографией, которая была тогда очень модным изобретением. Впервые фотография А.А.Соболева упоминается в «Ведомости фотографиям, находящимся в городе Суздале за 1892 год», где записано, что открытие фотографии разрешено г. Соболеву Владимирским губернатором 29 мая 1892 г. Эту дату и можно считать официальной датой начала функционирования фотографии А.А.Соболева в Суздале. Ему принадлежит множество великолепных снимков памятников архитектуры, городской застройки, интерьеров церквей,  позволяющие нам спустя десятилетия почувствовать всю красоту этого старинного города.