|
[Соколов А.В.]. Святый благоверный великий князь Михаил Ярославич Тверский. Тверь, в типографии А.Новикова, 1864. [2], VI, 150, [4] с.; 5 л. илл. 24,4 х 15,2 см. Тираж 500 экз. Первая историческая биография великого князя Михаила Тверского и первая книга, оформленная литографиями, изданная в Твери. Первое издание. Экземпляр отпечатан на толстой бумаге, текст в линейных рамках. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность. На обороте передней обложки автограф автора: «Ея Высокопреподобию Высокопреподобнейшей Матушке Игумении Марии. Свяшенник Александр Соколов. 1 Декабря 1864 г.». Экземпляр имеет историческую ценность. Редкость.
Выход в 1864 г. книги с жизнеописанием святого князя Михаила Тверского был одним из характерных проявлений нового исторического периода, связанного с Великими реформами. В книге проявились тенденции, намеченные в церковно-исторической науке профессором Филаретом (Гумилевским) и его учениками, а также в исторической науке - Н.И.Костомаровым, уделявшим значительное внимание истории княжеств и областей. Сочинение ценно содержанием: это первая историческая биография великого князя Михаила Ярославича Тверского (1271-1318), являющегося местночтимым святым Тверской земли, главного конкурента московских князей за Великое княжение и объединение Руси. Автор ее, один из первых церковных историков, рассматривает личность, судьбу и моральный подвиг князя Михаила в контексте монголо-татарского ига и политической борьбы на Руси. Показано вероломство московских князей в конкуренции за власть. Историк в качестве источников использовал летописи, «Степенную книгу», главы из «Истории государства российского» Н.М.Карамзина, агиографическую литературу.
Книга замечательна также своим художественным оформлением и стала важной вехой в истории тверского книгоиздательства. Это было первое издание, вышедшее в Твери, оформленное литографиями. Фронтиспис, а также копия древнего образа свв. князя Михаила Ярославича и его матери княгини Ксении рисовал учитель Тверского уездного училища С.Измайлов. Остальные три иллюстрации рисовал и все литографии гравировал и печатал Э.Лилье в техниках тоновой и цветной литографии. В центре фронтисписа находится изображение кафедрального Спасо-Преображенского собора Твери, в котором служил автор книги и пребывали основные реликвии, относящиеся к почитанию свв. благоверного Михаила Тверского и матери его Ксении, являющихся небесными заступниками Тверской земли и Тверской крепости. На древней иконе, воспроизведенной в книге в четыре краски, изображены кафедральный собор, Афанасьевский монастырь, княжеские палаты и другие постройки средневековой Твери. Другие две литографии - предсмертная исповедь князя Михаила и его убиение - происходят из Тверского кафедрального собора и были выполнены по заказу купца А.И.Сутугина. Создателем этих образов, видимо, был художник И.П.Орлов, литографом - А Э.Лилье. Иллюстрации имеют особую ценность после разрушения Тверского кафедрального собора в 1930-х г.г.
Художник и издатель Эбергард Лилье владел литографской мастерской в Москве и имел звание художника Императорской Академии художеств. Он широко применял различные техники литографии для издания альбомов, иллюстрации книг, выпуска листовых гравюр. Себя он называл «мастером народных сцен», то есть специализировался на лубках. Богатое оформление и толстая бумага, использованная для книги, говорят о ее небольшом тираже. Известно, что комплекты литографий были отпечатаны для издания тиражом 500 экз. Книга стала одним из самых красивых провинциальных изданий 1860-х г.г.
Михаил Ярославич (1271-1318) - великий князь всея Руси и Тверской князь, канонизированный в лике благоверных. В 1305-1318 г.г. Михаил занимал престол Владимирского княжества. Он был, пожалуй, самым влиятельным и сильным русским князем своего времени. Михаил Ярославич стремился сделать Тверь общерусским политическим и духовным центром, собрать вокруг нее русские земли. Юрий Данилович Московский конкурировал с ним за Великое княжение и прибегал в этой борьбе к помощи татар. Юрий сумел заключить тесный союз с ханом Узбеком, женившись на его сестре Кончаке (в крещении Агафье), что дало ему возможность получить великокняжеский ярлык. В декабре 1317 г. в битве при Бортеневе Михаил Тверской разбил соединенные войска Юрия Московского и ордынцев и взял в плен жену Юрия Агафью, а также брата московского князя. Вскоре Агафья в плену умерла. Михаил был вызван в Золотую орду и казнен, приняв мученическую смерть. Князь знал, что в орде он погибнет, и все-таки предпочел добровольно пойти на казнь, спасая жизни тысячам своих подданных на Тверской земле. В ином случае татары отправились бы в большой поход на Тверь, что привело бы к огромным жертвам и разрушениям. Поступок Михаила Ярославича стал первым и, может быть, единственным в истории Древней Руси, когда правитель ценою собственной жизни сохранил неприкосновенность подданных. Тверской князь был причислен церковью к лику святых на Втором Макариевском соборе в 1649 г.
Экземпляр принадлежал игуменье Христорождественского женского монастыря в Твери Марии, видной духовной просветительнице, в миру Ольге Николаевне Игнатьевой (1797-1875). Она происходила из древнего ржевского рода дворян Игнатьевых. Ее дальними предками был черниговский боярин Федор Бяконт и его сын Елевферий, ставший позднее святителем Алексием, митрополитом Киевским и Всея Руси. Святитель Алексий (конец XIII века - 1378) был регентом при молодом князе Дмитрии Донском, дипломатом в Константинополе, Орде и Литве, построил первый каменный Московский Кремль, основал Андроников и Чудов монастыри.
Брат-близнец Ольги Николаевны Павел стал выдающимся государственным деятелем, генералом от инфантерии, председателем Комитета министров. В ранней юности он был участником Отечественной войны 1812 г. и Зарубежных походов. Одним из первых аристократов-гвардейцев получил университетское образование. В 1820-е г.г. входил в круг декабристов, собирался выступить с ними на Сенатской. Правда, в итоге он был первым из офицеров, кто привел свою роту на Дворцовую площадь в поддержку императора Николая I. Сохранить верность присяге клятвой принудила его мать в ночь накануне восстания.
Ольга Николаевна была очень образована - закончила Московский Екатерининский институт. Она была влюблена в близкого друга своего брата, блестящего гвардейского офицера, подполковника и декабриста Александра Поджио (1798-1873). Он был приближенным П.И.Пестеля, осуществлял связь между Северным и Южным обществами. Даже для декабристов А.Поджио имел радикальные взгляды, выступая за республику и убийство царской семьи. После поражения восстания 14 декабря 1825 г. и вынесения приговора о пожизненной каторге возлюбленному Ольга на пять лет затворилась в своем имении, а в 33 года ушла в Христорождественский монастырь послушницей.
Ольга Николаевна приняла постриг в 1835 г., была рукоположена в сан игуменьи. Сначала игуменья Мария возглавляла Знаменский женский монастырь в г. Осташкове, а с 1849 г. руководила Христорождественским монастырем. В годы ее управления число насельниц монастыря увеличилось вдвое. В продолжении четверти века игуменства Марии обитель оказывала серьезное влияние на жизнь в городе. В 1859 г., спустя 34 года, игуменья Мария встретилась с помилованным и вернувшимся из Сибири А.Поджио.
Александр Васильевич Соколов (1824-1881) - протоиерей, богослов, историк, ректор Тверской духовной семинарии, ключарь Тверского кафедрального Спасо-Преображенского собора. В 1850 г. окончил Московскую духовную академию со степенью магистра богословия. Начал преподавать в Тверской духовной семинарии, которую с 1872 г. возглавлял в качестве ректора. В сан священника рукоположен в 1861 г. Также он много лет преподавал в Тверской Мариинской женской гимназии.