Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Соколов Н.С. Раскол в Саратовском крае. Саратов, 1888. Книга впоследствии не переиздавалась. В полукожаном переплете эпохи. Отличная сохранность.

Автор: Соколов Н.С.
Год издания: 1888


Соколов Н.С. Раскол в Саратовском крае: Опыт изследования по неизданным материалам. Поповщина до пятидесятых годов настоящаго столетия. Саратов, типография Н.П.Штерцер и Ко., 1888. [2], VI, XXIV, 480 с. 23,7 х 15,6 см. Книга впоследствии не переиздавалась. В полукожаном переплете эпохи. Отличная сохранность. На переднем форзаце владельческий штамп, на титульном листе дореволюционная печать магазина, в котором была продана книга: «Книжный магазин Н.М.Воронкова в Саратове».



Николай Степанович Соколов (1860-1890) - историк, писатель, воспитанник Санкт-Петербургской духовной академии. Служа в Саратове, был редактором «Трудов Саратовской ученой архивной комиссии», где публиковал и собственные статьи. В 1889 г. Н.С.Соколов защитил на степень магистра богословия диссертацию на тему: «Раскол в Саратовском крае: Опыт исследования по неизданным материалам» (Саратов, 1888). Продолжением этого труда были статьи по истории раскола, помещенные в «Северном Вестнике»: «Саратовский раскол по данным сенаторской ревизии» (1889, ноябрь) и «Закон 3-го мая 1883 года в Саратовской губернии» (1890, январь).

В книге описано развитие старообрядчества поповского согласия в Саратовской губернии с момента раскола Русской православной церкви до середины XIX века. Главным центром старообрядчества в Нижнем Поволжье были Иргизские монастыри, которые являлись центрами русской национальной культуры и религиозной традиции. Их история имеет общерусское значение.

Священство старообрядческих монастырей и церквей формировалось из священников, перешедших в староверие из официальной церкви. Описано развитие Иргизских скитов и монастырей, а также многочисленных старообрядческих общин региона, их духовная жизнь, деятельность старообрядческих лидеров и активность рядовых членов общины, их отношение к единоверию, контакты с центральной и местной властью. Рассказывается об улучшении в отдельные периоды русской истории государством положения староверов и о разгроме Иргизских монастырей во второй трети XIX века.

Исследуется миссионерская деятельность представителей официальной церкви среди саратовских староверов и деятельность местной бюрократии по борьбе со старообрядчеством. Представлены результаты совместных усилий церкви и государства - перевод Иргизских монастырей в конце первой трети XIX века в единоверие. Показаны причины провала государственной политики в отношении к старообрядцам, отрицательных явлений, наблюдавшихся в Русской православной церкви и проявлявшихся в неуспехах ее миссионерской деятельности. Показана историческая роль старообрядцев в Поволжье, их участие в крестьянских войнах С.Разина и Е.Пугачева, другие проявления протеста против политики государства и церкви.

В издании представлена практически полная историография вопроса, в том числе и статьи в журналах и сборниках, что имеет самостоятельную ценность. Использован богатый ранее неизвестный архивный материал: документы Секретного Комитета по раскольничьим делам, Саратовской духовной консистории, Губернского правления и Канцелярии губернатора, Исторического архива при Ученой архивной комиссии, Саратовского окружного суда и др. Настоящее исследование отличается высокой научностью и объективностью, в нем сделан ряд практически значимых выводов. Книга сохраняет свое научную ценность и в наше время.