|
Соловьев П. Описание Новгородскаго Софийскаго собора, составленное Протоиереем Петром Соловьевым, Ключарем Новгородскаго кафедральнаго Софийскаго собора. С четырьмя рисунками академика Ф.Солнцева и Летописным Указателем П.Савваитова. Спб., в типографии Императорской Академии наук, 1858. IV, 244 c.; 4 л. илл. 24 x 15 см. В переплете эпохи. На обороте титульного листа дореволюционный штамп: «Русский археологический институт в Константинополе». Хорошая сохранность. Редкость.
Библиография: Н.Б. Русские книжные редкости. М., 1902, № 578; Обольянинов Н. Каталог русских иллюстрированных изданий 1725-1860 гг. М., 1915, № 2577; Международная книга: 6-740, 38-639, 65-1657.
Петр Иванович Соловьев (1798-1872) - протоиерей, преподаватель Новгородской духовной семинарии, ключарь Новгородского кафедрального Софийского собора.
Дубовый храм Софии «о тринадцати верхах» был построен вслед за принятием христианства в 989 г. над рекой Волховом. После пожара в 1045 г., когда церковь сгорела, новгородский князь Владимир, сын Ярослава Мудрого, заложил каменный храм, освященный в середине XI века. В Новгородской 3-й летописи есть данные о первоначальной росписи собора Константинопольскими мастерами сразу по завершении строительства. В его архитектуре чувствуется явное влияние одноименного киевского собора. Уже в начале XII века новгородская София перестала быть княжеским храмом, превратившись в главный храм Новгородской вечевой республики и став для новгородцев важнейшим символом. Они говорили: «Где святая София - там и Новгород».
Настоящее издание представляет собой содержательный исторический и искусствоведческий очерк, посвященный одному из великих памятников древнерусской архитектуры и истории. Автор уделяет внимание ризнице Софии Новгородской. Среди старопечатных книг в хранилище собора находилось знаменитое роскошное издание Евангелия напрестольного, вышедшее в 1689 г. в Москве на Печатном дворе, на другом Евангелии имелась полистная запись крупного церковного и государственно деятеля эпохи Петра Великого - Стефана Яворского. В описание богатств Софии Новгородской включены многие другие сокровища и памятники церковного искусства - напрестольные кресты, плащаницы, святые мощи, покровы и даже табакерка Петра Великого. Многие из этих предметов представляли собой вклады русских царей и великих князей.
В конце книги помещен хронологический список событий, так или иначе связанных с Софийским собором: со времени сооружения первых церквей в Новгороде, около 988-990-х г.г., и вплоть до 1856 г. В этой летописи зафиксированы самые разные события, относящиеся к истории Софии Новгородской: перестройки, изменения во внутреннем убранстве, вклады и пожалования, погребения известных исторических деятелей, поставления на кафедру новгородских архиепископов и многое другое. Большую историко-культурную ценность имеют сведения, касающиеся православных обычаев: крестных ходов, праздничных обрядов, совершавшихся в разные времена в Софийском соборе, например, «Обряд Страшного Суда», «Обряд в Великий Четверток» и т.п.
Из знаменитых артефактов, принадлежавших Софии Новгородской, стоит упомянуть так называемые «Шведские врата» и любопытное сооружение под названием «Халдейская пещь», символически иллюстрировавшее известный эпизод библейской истории. В книге подробно описан внешний вид и другого древнего уникума Софийского собора - Корсунских врат.
Новгородская София содержала в своих стенах большой некрополь, где покоились останки многих великих людей русской земли, в том числе известных новгородцев - святителей, князей и воевод. В историческом очерке также рассмотрены особенности архитектурного плана, фресковая живопись Софии Новгородской и шедевры иконописи, украшавшие собор.
В очерке с использованием исторических документов приведены основные сведения о клире Софии Новгородской, управлении ее хозяйством, наиболее серьезных пожарах и прочих происшествиях, а также о других церквах Новгорода, в разное время приписанных к Софийскому собору.
Представленные в книге иллюстрации воспроизводят общий вид Софии Новгородской и ее вид в разрезе, план храма и его иконостас. Рисунки выполнены известным художником и археологом, знатоком древнерусского искусства академиком Федором Григорьевичем Солнцевым (1801-1892). В июне-декабре 1833 г. он находился в Новгороде, «срисовывая древности», в результате чего появилось более ста изображений памятников новгородской старины. Из новгородских рисунков позже был составлен альбом, преподнесенный в дар Николаю I.
Русский археологический институт в Константинополе (РАИК) - первое по времени создания российское научное общество по исследованию истории, археологии, искусства христианского Востока за границей (в Оттоманской империи). С предложением о создании РАИК выступил в 1888 г. русский византинист Ф.Успенский, ставший впоследствии его директором. Предложение было поддержано послом в Константинополе А.Нелидовым и советником обер-прокурора Святейшего Синода по восточному вопросу И.Троицким. В 1894 г. императором Александром III были утверждены устав и штат РАИК, который был торжественно открыт в феврале 1895 г. Основными направлениями работы РАИК были: изучение древней географии и топографии, исследование истории и археологии всех территорий исторической Византии, описание рукописей, эпиграфика и нумизматика, исследование архитектуры и монументальных памятников искусства. Посол А.Нелидов сумел получить от Порты разрешение на раскопки на всей территории империи и удержания половины всех находок. Деятельность РАИК была прервана началом Первой мировой войны: в декабре 1914 г. имущество института и музея, за исключением вывезенных ранее части архива и ряда предметов, было конфисковано турецким правительством и перевезено в Оттоманский музей. В мае 1920 г. институт был официально упразднен.