Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Совет Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств. Фотограф К.К.Булла. Спб., 1913. Оригинальная фотография в современном бархатном паспарту и раме. Снимок представляет историческую и художественную ценность. Редкость.

Автор: Булла К.К.
Год издания: 1913


Совет Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств. Фотограф К.К.Булла. Спб., [1913]. Оригинальная фотография на фирменном паспарту. В правом нижнем углу паспарту тиснение: «К.К.Булла / С.П.Б. Невск. пр. 54 / Телефон 1700.» (перед именем фотографа тиснение двух гербов). В современном бархатном паспарту и в раме. Размеры снимка: 22,9 х 18,8 см. Размеры в раме: 53,5 х 55,8 см. Тираж снимка, очевидно, незначительно превышал количество запечатленных на нем членов Совета. Снимок представляет историческую и художественную ценность. Редкость.

Парадный снимок Совета Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств. На снимке изображены выдающиеся художники, граверы и скульпторы - профессора и академики Императорской Академии художеств. Слева направо: (сидят) В.Е.Маковский, И.П.Боткин, П.А.Брюллов, ректор В.А.Беклемишев, В.Е.Савинский, И.И.Творожников; (стоят) Н.А.Бруни, Я.Д.Андреев, В.В.Матэ, Н.Н.Дубовской, Д.Н.Кардовский, Г.Р.Залеман, Н.С.Самокиш, Р.Р.Бах, В.М.Альбицкий.

Снимок сделан в мастерской В.Е.Маковского на фоне отчетных работ его учеников, удостоенных высоких оценок. Возможно, собрание Совета профессоров и было приурочено к вынесению коллективного вердикта о работах. В верхнем левом углу находятся две работы, подписанные именем украинского художника Василия Автономовича Лепикаша (1887-1920), окончившего в 1915 г. мастерские В.Маковского и Г.Ладыженского при училище. В.А.Лепикаш вскоре стал профессором и написал важный учебник «Живопись акварелью». Живописец был расстрелян большевиками в Симферополе, учебник вышел посмертно в 1961 г. На первой картине изображен старик-натурщик в пол-оборота, на второй - обнаженная женщина спиной в полный рост. На этой работе белым мелом написано: «Похвала от Совета. За ректора В.Беклемишев». В правой руке В.Е.Маковского - кусок мела.

Возникновение Высшего художественного училища было связано с глубокой реформой Императорской Академии художеств. Инициатором этой реформы стал вице-президент Академии граф И.И.Толстой. Учебное заведение было организовано в 1894 г. в стенах Академии на Университетской набережной. На должности профессоров были приглашены художники-передвижники, учрежден институт профессоров-руководителей, установлены свободные темы для конкурсных испытаний, классицизм и практика антиков, которые раньше доминировали и убивали творчество, ушли из преподавания.

Персональные мастерские профессоров формально сохраняли свою жанровую специализацию, но фактически ее не существовало. У А.И.Куинджи и В.Е.Маковского могли писать картины на исторические темы, у И.Е.Репина - портреты и пейзажи. Ученик имел право выбрать педагога, близкого ему по духу. Личность наставника определяла круг сюжетов и понимание вопросов искусства. Главное, что рождалось в процессе работы ученика с профессором - техника соединялась со свободой творчества, позволявшей глубже раскрыть реальность средствами живописи.

Фактически, на фото изображены те люди, которые закладывали основу художественного разнообразия «Серебряного века» в России. В 1890-х г.г. в Высшем художественном училище овладевали мастерством Д.Н.Кардовский, Б.М.Кустодиев, Н.И.Фешин, И.Я.Билибин, И.Э.Грабарь, К.А.Сомов, Ф.А.Малявин, И.И.Бродский, К.Ф.Богаевский, Н.К.Рерих и многие другие. В учебное заведение принимали лиц, окончивших курс средней художественной школы и реального училища. Два года молодые люди обучались в общих классах, а затем в течение четырех лет - в мастерской профессора-руководителя.

Владимир Егорович Маковский (1846 - 1920) - один из лидеров передвижников, академик, педагог, с 1894 по 1918 г.г. руководитель жанровой мастерской ВХУ при Академии художеств. Михаил Петрович Боткин (1839-1914) - академик исторической живописи, искусствовед, археолог, коллекционер и меценат. Павел Александрович Брюллов (1840-1914) - архитектор, пейзажист, академик и член Совета Академии художеств, член Правления Товарищества передвижных художественных выставок. Владимир Александрович Беклемишев (1861-1919) - скульптор, академик, ректор Высшего художественного училища. Василий Евмениевич Савинский (1859-1937) - живописец, график, профессор и действительный член Императорской Академии художеств. Иван Иванович Творожников (1848-1919) - мастер жанровой живописи, преподаватель натурального класса Академии художеств, профессор, академик.

Николай Александрович Бруни (1856-1935) - с 1894 г. инспектор классов Высшего художественного училища, с 1909 г. профессор искусств архитектурного отделения Училища, с 1912 г. - заведующий мозаичным отделением Академии. Яков Дмитриевич Андреев (1871 - после 1911) - мастер гравюры, с 1906 г. инспектор классов рисования ВХУ. Василий Васильевич Матэ (1856-1917) - выдающийся гравер, преподавал в ВХУ с 1894 г. Николай Никанорович Дубовской (1859-1918) - пейзажист, руководитель Товарищества передвижников, с 1911 г. профессор-руководитель пейзажной мастерской ВХУ. Дмитрий Николаевич Кардовский (1866-1943) - мастер книжной графики, педагог, профессор и действительный член Академии художеств. Гуго Робертович Залеман (1859-1919) - талантливый скульптор, профессор Академии художеств. Николай Семенович Самокиш (1860-1944) - художник-баталист и педагог, преподавал в ВХУ с 1912 г., профессор, руководитель батального класса в 1913-1918 г.г. Роберт Романович Бах (1859-1933) - скульптор, академик, педагог; многие его скульптуры использовались в качестве эскизов для художественного литья на Каслинском заводе.

Фотограф Карл Карлович Булла (1855-1929) - знаменитый российский мастер фотопортрета и документальной фотографии, сыграл центральную роль в основании отечественной фотожурналистики как жанра искусства, получив негласный титул «отца российского фоторепортажа». Снимал последнего русского царя Николая II и его семью, деятельность Государственного Совета, Государственной Думы, местных городских органов власти. Социально-экономическая жизнь представлена репортажными снимками производственных процессов, фасадов и оборудования предприятий, заводов, фабрик, ателье и мастерских; фотографиями, запечатлевшими быт и отдых рабочих и служащих. Всего К.К.Булла оставил после себя 230 000 негативов. В его фотографиях отразилось реальное лицо эпохи: архитектура, люди и их жизнь.

К 1913 г. К.К.Булла получил все мыслимые и немыслимые награды за свои снимки. Он являлся кавалером орденов Румынии, Персии, Италии, Франции, имел медали Болгарии, Китая и т.д. Ему было присуждено звание личного фотографа короля Италии. Особенно много благодарностей и наград К.К.Булла получаил от российской Императорской короны, поскольку с 1902 г. регулярно выполнял заказы членов Императорского Дома, в том числе снимал выставку одежды и костюмов в Таврическом дворце, Саровские торжества 1904 г. и подготовил альбом снимков Саровской пустыни.