Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Советское фото: Журнал фото-любительства и фото-репортажа. М., 1926-1941. Комплект журнала без одного номера. В издательских обложках и в 17 современных футлярах. Хорошая сохранность. Имеет художественное и историческое значение. Большая редкость.

Автор: Без автора
Год издания: 1926


Советское фото: Журнал фото-любительства и фото-репортажа. М., 1926-1941. Журнал выходил с разной периодичностью: ежемесячно (1926-1928, сентябрь 1931 - 1932, сентябрь 1934 - 1937, апрель 1938 - июнь 1941), дважды в месяц (1929 - август 1931, 1938: январь-март), раз в два месяца (1933 - август 1934). В период с сентября 1931 по декабрь 1933 г. журнал издавался под названием «Пролетарское фото». Размеры номеров колеблются: от 26 х 17,5 см до 24,6 х 18,8 см. Тиражи в зависимости от года выхода колебались от 10 000 до 30 000 экземпляров. Комплект журнала без одного номера ( № 3 за 1926 г.). В издательских обложках и в 17 современных художественных футлярах. Хорошая сохранность. Имеет художественное и историческое значение. Большая редкость.

1926 (Советское фото) - комплект (№ 1-9). Журнал начал выходить в апреле, и до конца года появилось 9 номеров. Нет № 3.
1927 (Советское фото) - комплект (№ 1-12).
1928 (Советское фото) - комплект (№ 1-12); в № 11 с. 485-486 были изъяты прямо в типографии по цензурным соображениям.
1929 (Советское фото) - комплект (№ 1-24).
1930 (Советское фото) - комплект (№ 1-24) в издательской папке; в № 5 с. 147-148 изъяты из-за типографского брака (об этом есть уведомление).
1931 (Советское фото) - комплект (№ 1-16).
1931 (Пролетарское фото) - комплект (№ 1-4).
1932 (Пролетарское фото) - комплект (№ 1-12); в № 6 нет с. 25-32 (4 л. илл.) - ошибка типографии, эти снимки помещены в № 7-8 (информация об этом в сноске на с. 25).
1933 (Пролетарское фото) - комплект (№ 1-6); типографский брак: после с. 8 дважды вставлены пары с. 9-12 с илл.
1934 (Советское фото) - комплект (№ 1-9). В № 4-5 - надрывы передней обложки вдоль корешка, в № 6 - надрыв задней обложки.
1935 (Советское фото) - комплект (№ 1-12).
1936 (Советское фото) - комплект (№ 1-12). В № 11 типографские сбои в пагинации.
1937 (Советское фото) - комплект (№ 1-12).
1938 (Советское фото) - комплект (№ 1-15).
1939 (Советское фото) - комплект (№ 1-12).
1940 (Советское фото) - комплект (№ 1-12). В № 10 - разрыв илл. на обложке.
1941 (Советское фото) - комплект (№ 1-6).  

В июне 1941 г. в связи с началом войны выпуск журнала временно прекратился.

Журнал «Советское фото» стал знаковым памятником развития советского фотоискусства и фото-индустрии. Являясь главным организационно-информационным органом советской фотографии, он аккумулировал на своих страницах все новое и ценное, генерировал новые идеи развития. На его страницах печатались все известные фотографы страны и многие выдающиеся мастера из-за рубежа. Среди старейших мастеров, чьи снимки периодически печатались в журнале, были П.Оцуп и С.М.Наппельбаум. С первых номеров журнала в нем с большей или меньшей регулярностью публиковались С.Фридлянд, П.Новицкий, М.Альперт, А.Родченко, знаменитый портрет матери которого представлен на обложке № 10 за 1927 г. Кроме того, с журналом постоянно сотрудничали такие выдающиеся мастера, как Б., Е. и О. Игнатовичи, А.Шайхет, Я.Халип, Д.Дебабов, Е.Лангман, Б.Кудояров, В.Ковригин, В.Шаховской, Н.Штерцер, М.Прехнер, М.Калашников, А.Штеренберг, Э.Евзерихин, М.Пенсон, Г.Зельма, И.Шагин, А.Скурихин и многие другие. Здесь появлялись классики фотомонтажа Дж.Хартфилд, Эль-Лисицкий, Б.Клинч и пр. Эти же мастера делились на страницах журнала секретами своего искусства, рассказывали о темах, которые их волнуют, о путешествиях за удивительными кадрами, о методах работы и специфике разных жанров. Они говорят о принципах построения композиции и дают советы, как их можно нарушать, размышляют о роли живописи в фотоискусстве и влиянии фотоискусства на живопись. На страницах журнала заслуженные мэтры рассказывают о молодых мастерах и друг о друге. Огромное место уделено теоретическим принципам фотографии, жанровым законам фоторепортажа. Несколько статей было посвящено тому, как можно поучиться фотографу у импрессионистов - Ван-Гога, Матисса, Гогена. В журнале фотографы, инженеры и теоретики фотографии многие годы обсуждали необходимость создания вуза для подготовки фоторепортеров и фототехников.

Журнал стал важной площадкой обсуждения теории и практики фотоискусства. Большое влияние на фотографию имели художественно-идеологические дискуссии, проводившиеся в начале-середине 1930-х г.г. В ходе них критиковались формализм и натурализм и вырабатывались принципы соцреалистического фотоискусства, на страницах журнала довольно долго позволялось высказываться мастерам разных художественных школ. Так, «формалист» А.Родченко дает жесткую отповедь всем своим хулителям и недоброжелателям и вскоре надолго входит в состав редколлегии журнала как один из наиболее востребованных мастеров своего времени. 

Журнал занимался организацией больших выставок советской фотографиии освещал их проведение. Так, № 6 за 1928 г. был целиком посвящен выставке Советского фото за 10 лет. В нем помещены лучшие снимки выставки, удостоенные премий, наград и выделения. Открытию выставки советского фотоискусства посвящен № 4 за 1935 г., анализу материалов и подведению итогов фотоконкурса - последующие номера.

Журнал «Советское фото» необычайно интересен тем, что через него на примере фотоискусства и фото-индустрии можно проследить все изменения в стране, в быту, в промышленности и экономике, в искусстве и политике. Все заметные события прошли через иллюстративный и текстовый материал журнала. НЭП, индустриализация с ее великими стройками и коллективизация, основанная на поступлении техники в деревню, освоение Севера и Северного морского пути, развитие Средней Азии, открытие Московского метро и ВСХВ, Генплан реконструкции Москвы, развитие армии, ее участие в войне в Испании, конфликтах на Дальнем Востоке и т.д. 

Хотя фотографическое сообщество оказалось довольно сплоченным и репрессии в массе своей обошли его, они ударили по члену редколлегии Л.Межеричеру (январь 1937 г.), представлявшему советское фотоискусство на международных выставках, и еще по нескольким его коллегам. Л.Межеричер отбирал фотоматериал для показа на Западе, освещал ход выставок, писал статьи по теории фотографии, был одним из главных теоретиков советского фотоискусства и организаторов фото-сообщества, инициатором одной из важных художественно-теоретических дискуссий первой половины 1930-х г.г о фотографии. Ему же принадлежала идея знаменитого фотопроекта, реализованного в 1931 г. и посвященного одному дню из жизни московской семьи рабочего-металлиста Филиппова. Этот материал сделал знаменитыми на весь мир фотографов М.Альперта, А.Шайхета, С.Тукса и самого Л.Межеричера.Также на страницах журнала представлена в портретах политическая и военная элита страны. Зачастую на фотографиях, в том числе и на обложках, запечатлены те, кто со временем попал в опалу и был репрессирован (К.Радек, Якир, Г.Ягода, Фирин, Коган и многие другие).

В журнале публиковались новейшие технические данные о фотоаппаратах и оборудовании, устройстве новых зарубежных моделей, технических усовершенствованиях, которые можно было осуществить в домашних условиях, об изобретениях. Давалась разнообразная информация о советском производстве. В 1930-е г.г. появляется советская фото-промышленность. Начинается массовое производство фотоаппаратов ФЭД (аналога немецкой «Лейки»), «Пионер», «Фотокор», ставшего первым массовым фотоаппаратом, который выпускался сотнями тысяч экземпляров,  и др. В журнале разбирались все особенности наиболее используемых аппаратов. Особое внимание уделялось Лейке и ее советскому аналогу, которые были рассмотрены до последнего винтика. От их технических качеств зависело качество съемки, поэтому в журнале давалось множество ценных советов, как правильно пользоваться аппаратом и создавать в кадре чудеса. Цветная съемка, микро- и макро-съемка, аэрофотосъемка и другие технические изобретения также находили свое освещение на страницах журнала. Технологии фотографии были достаточно важны для военной разведки и НКВД, поэтому фото-промышленность  активно финансировалась через эти структуры, а на страницы журнала попадала самая свежая техническая информация.

Выпуском журнала на протяжении 1920-х - 1930-х г.г. занимались разные издательства: Акционерное общество «Огонек» (редактором выступил Михаил Кольцов), с 1931 г. - Союзфото и ОЗПКФ (в это время название меняется на «Пролетарское фото», а вместе с ним и редакционная политика), Союзфото издает журнал и в 1938 г. С 1936 г. журнал издавался Кинофотоиздатом, то есть фотоискусство было объединено с киноиндустрией. С мая 1936 г. журнал выходил в издательстве «Искусство». С 1939 г. выпуском журнала занимался «Госкиноиздат», а через месяц - Комитет по делам кинематографии при СНК СССР. Вслед за сменой политики менялся и дизайн журнала. При его издании использовались новые технологии, появлялись цветные иллюстрации на обложке и в самом журнале, иллюстрации стали делаться в технике «меццо-тинто» и в других печатных техниках.