|
Справочник авиаконструктора. 3 тома. М., издание Центрального аэро-гидродинамического института им. проф. Н.Е.Жуковского, 1937-1939. 24,8 х 16,5 см. Тираж 7 000 экз. Труд посвящен памяти наркома тяжелой промышленности Г.К.Орждоникидзе (т. Серго), поручившего составить и издать эту книгу незадолго до смерти (18.02.1937). В трех современных полукожаных переплетах с золотым тиснением на корешках. Отличная сохранность.
Том I. Аэродинамика самолета. (1937). 512 с., с черт. и граф.; 1 л. портр.
Том II. Гидромеханика гидросамолета. (1938). 280 с. с черт. и граф.
Том III. Прочность самолета. М., 1939. 656 с., с черт. и граф.
Справочник авиаконструктора стал первым обобщающим сводом теоретических и практических данных по аэродинамике самолетов. Составители ориентировали свой труд на инженеров и конструкторов расчетных бюро. Справочник позволяет создавать самолеты с любыми гидродинамическими свойствами. В нем приводятся сведения, ориентирующие в сфере экспериментов, и общие сведения из теоретической аэродинамики. Даются понятия и математические описания аэродинамических процессов, таких, как вихри и потоки, турбулентность и т.д. Рассчитаны свойства жидкостей, характеры движения разных тел в определенных типах сред, обтекание тел при сверхзвуковых скоростях. Показаны теоретические трудности и неразрешимые на тот момент физические проблемы. Рассмотрены теории идеального винта, вихревая теория Н.Е.Жуковского, теория прочности и пр.
Раздел экспериментальной аэродинамики позволял организовать опытную разработку моделей самолетов. Такие разработки первоначально совершались на уменьшенных моделях, а затем проводилось их масштабирование. Рассказывается об основных экспериментах в аэродинамических трубах. Среди прочего, в этом разделе приводятся сведения об оборудовании и экспериментах в лабораториях NACA (Национального консультативного комитета по воздухоплаванию, на базе которого в 1958 г. образовался NASA) и ЦАГИ. Авторы знакомят с методами работы в лабораториях, например, по определению распределения давления, построения винтомоторной группы и пр. В условиях лабораторных экспериментов большое значение имели коэффициенты и их масштабы. Описано устройство аэродинамических труб переменной плотности и труб больших скоростей.
В справочнике представлена уже проделанная экспериментальная работа по аэродинамическим свойствам разных форм и профилей крыльев, корпусов и других частей самолетов. Даются расчеты крыла моноплана и бипланной коробки. Показано влияние формы крыла на аэродинамические свойства (на подъемную силу, величину момента продольной устойчивости и т.д.) и порядок его расчета. Освещен круг приспособлений для увеличения максимальной подъемной силы. Исследуются параметры и характеристики авиационных моторов, винтов, систем охлаждения и пр.
Большую ценность представляет раздел, посвященный аэродинамическим расчетам самолета, в котором даются методы определения горизонтальной и вертикальной скорости, предельной высоты и дальности полета, времени подъема на высоту. Приводятся расчеты взлета и посадки сухопутных самолетов. Даны формулы для проектирования системы управления самолетом (закрылков, элеронов, хвостового оперения), позволяющие контролировать его устойчивость. Показаны данные для вычисления виражей, штопора и выхода из него. Интересен раздел, посвященный испытаниям самолетов в полете. Изучены механические свойства авиационных материалов, разработанных в 1930-е г.г. Публикуются расчеты прочности разных систем самолета и его несущих конструкций.
Составители преимущественно опирались на иностранные исследования (США, Японии, Германии, Великобритании, Франции), но уже тогда на этом фоне достойное место занимали и советские ученые со своими оригинальными разработками и экспериментами. Советские инженеры издавали статьи и монографии по всем ключевым вопросам аэродинамики. Особенно весомым был их вклад в теорию и практику проектирования винтов.