|
Справочник Совторгфлота: Путеводитель по всем морям, Крыму и Кавказу. [М.], издание журнала «Торговый флот», 1925. [16], 400, 32, V, [20] с.; с илл. в тексте и 4 илл. на отдельных листах; 4 л. карт. 17,5 х 12 см. Первое издание. В современном полукожаном переплете. Сохранена иллюстрированная издательская обложка. Отличная сохранность.
Отечественный торговый флот является важнейшей частью национальной экономики России. Его история насчитывает много веков. В полной мере становление России как морской державы началось в эпоху царствования императора Петра I. Именно при нем сформировалась идея о том, что сильный торговый флот должен обслуживать интересы страны, являясь одной из важных составляющих ее экономической мощи. После присоединения в 1783 г. Крыма к России значение коммерческого флота особенно усилилось, и в XIX веке Российская Империя превратилась в мощную державу, экономический потенциал которой не уступал ведущим государствам мира.
Русско-японская, Первая мировая и Гражданская войны нанесли огромный ущерб морскому флоту России. На 1 января 1922 г. на Азовском, Белом и Черном морях по сравнению с 1913 г. оставалось лишь 20 % пароходов и теплоходов и 12 % парусных судов. При этом необходимо было решать проблему голода, вызванного неурожаем и общей разрухой в стране, и делать это было возможно только за счет торговли с иностранными государствами.
Для этого 8 июля 1924 г. Постановлением Совета труда и обороны было организовано акционерное общество «Советский торговый флот» («Совторгфлот»), объединившее транспортные суда, которые ранее принадлежали различным наркоматам, ведомствам и акционерным обществам. «Совторгфлоту» были подчинены четыре конторы с расширенными коммерческими функциями: Северная, Балтийская, Черноморско-Азовская, Дальневосточная. Были открыты заграничные конторы, ряд агентств и представительств. Вся работа координировалась Центральным правлением «Совторгфлота» в Москве.
С созданием «Совторгфлота» закладывались основы централизованного управления морским транспортом как единой отраслью народного хозяйства, складывалась ее инфраструктура, включавшая не только суда, но и порты, судоремонтные заводы, учебные заведения. Уже за первый год работы подтвердилась целесообразность образования общества, добившегося высоких показателей - более чем в 1,5 раза выросли перевозки, увеличилась численность судов Совторгфлота, и он вышел на безубыточный уровень работы.
В 1925 г. «Совторгфлот» начал издание ежегодного справочника, в котором публиковались сведения о составе советского морского транспорта, его организации и перспективах развития, условиях его работы, порядке и правилах перевозок, расписании движения, стоимости перевозок и пассажирских билетов и пр. Справочник предназначался для широкого круга читателей - от государственного деятеля до обычного туриста, пользующегося услугами морского транспорта для отдыха, прогулки и т.д.
Информация в издании систематизирована по регионам: Балтийское море; Черное и Азовское море; Белое море и Северный Ледовитый океан; Дальний Восток. Для каждого региона в справочнике дана карта путей сообщения, приводится список морских агентств «Совторгфлота» в этом регионе, описание линий, расписание рейсов, таблицы расстояний между портами, тарифы и правила грузовых и пассажирских перевозок, краткое описание портов и т.д.
Заключительная часть справочника представляет собой путеводитель по курортам побережья Черного и Азовского морей. Даны краткие описания курортов и некоторые практические рекомендации. Среди курортов представлены: Одесса, Херсон, Николаев, Севастополь, Ялта, Феодосия, Новороссийск, Сочи, Гагры, Батуми, Сухуми, Бердянск, Таганрог, Мариуполь, Ростов-на-Дону и др.