|
Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М., [типография Центросоюза, 1926]. 538, [4] с., с илл.; 1 л. портр. 23,5 х 17 см. Первое русское издание, прижизненное. Обложка, фронтиспис, титульный лист, книжные украшения и надписи работы Б.Б.Титова. В переплете эпохи и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность. На с. 1 автограф автора: «Милому и симпатичному Алексею Карповичу Таманцеву в знак любви ко всей вашей семье. К.Станиславский. 1926-I-VII».
Константин Сергеевич Станиславский (наст. фамилия Алексеев, 1863-1938) - русский театральный режиссер, актер, педагог, теоретик театра, создатель МХТ и новой школы актерской игры, основанной на «искусстве переживания». По рождению и воспитанию принадлежал к высшему кругу русских промышленников, был в родстве со всей именитой купеческой Москвой (С.И.Мамонтовым, братьями Третьяковыми). В 1878-1881 г.г. учился в гимназии при Лазаревском институте восточных языков, после начал службу в семейной фирме.
В семье Алексеевых увлекались театром: в московском доме был специально перестроенный для театральных представлений зал, в имении Любимовке - театральный флигель. Сценические опыты К.С.Станиславский начал в 1877 г. в домашнем Алексеевском кружке. Он усиленно занимался пластикой и вокалом с лучшими педагогами, учился на примерах актеров Малого театра. Был одним из создателей Московского общества искусства и литературы. За десять лет игры на сцене Общества получил известность как блестящий актер. К.С.Станиславский делал собственные постановки спектаклей, в которых искал, по сформулированному им позже определению, «режиссерские приемы выявления духовной сущности произведения», экспериментировал со светом, звуком, ритмом.
Представленная книга является художественной автобиографией К.С.Станиславского, неразрывно связанной с 25-летней историей МХАТа и более широко - с развитием театра в России в конце XIX - первой четверти ХХ в.в. В ней К.С.Станиславский рассказывает о своем формировании как актера и режиссера, о поисках в области сценического искусства, о борьбе художественных тенденций в театре. Рассмотрены те принципы, на которых К.С.Станиславский основывал подготовку актеров в созданном им новом театре. Рассказывается о наиболее ярких постановках МХТ. Книга была написана в Америке, в период, когда труппа МХАТа давала постоянные гастроли за рубежом, и впервые вышла в Бостоне на английском языке.
Настоящий экземпляр был подарен К.С.Станиславским А.К.Таманцову - одному из братьев Рипсимэ Карповны Таманцовой, с 1924 г. являвшейся секретарем дирекции МХАТА и личным секретарем К.С.Станиславского. Именно она послужила прототипом Августы Менажраки в неоконченном романе М.А.Булгакова «Записки покойника».
Рипсимэ Карповна Таманцова (1889-1958) окончила гимназию Ю.П.Бесс и специальные курсы французского языка и литературы; с 1911 по 1918 г.г. училась во Втором Московском университете на филологическом факультете. В 1919 г. была зачислена в МХТ на должность помощника режиссера. С 1919 по 1924 г.г. заведовала репертуарной конторой театра. В 1922-1924 г.г. участвовала в гастролях театра в Европе и Америке. В 1927 г. по поручению К.С.Станиславского выезжала во Францию для редактирования перевода его книги «Моя жизнь в искусстве» на французский язык. В 1930 и 1932 г.г. навещала К.С.Станиславского во Франции и в Германии, осуществляла его связь с Москвой во время его лечения и работы за границей. После смерти режиссера дирекцией МХАТа Р.К.Таманцова была назначена членом Государственной комиссии по приему и обработке литературного наследства К.С.Станиславского, подготовила к изданию его режиссерский план «Отелло» (1945). С 1939 и до 1957 г., до своего выхода на пенсию, была помощником режиссера МХАТа. В этом качестве участвовала в работе над «Последними днями (Пушкин)», «Дядей Ваней», «Плодами просвещения», «Последней жертвой», «Домби и сыном».
Борис Борисович Титов (1897-1951) - художник-график, дизайнер книги; в 1920-е г.г. работал в стиле конструктивизма, позже выработал собственную оригинальную манеру в стиле «ар-деко». Он сумел синтезировать очень непохожие друг на друга стилевые тенденции 1920-30-х г.г. Отличался чрезвычайной плодовитостью, был абсолютным рекордсменом по числу оформленных книг. Сотрудничал с издательствами «Новая Москва», «Маски», «Недра», «Круг», «Долой неграмотность», «Московский рабочий», «Федерация» и др.