|
Типы из Записок охотника И.С.Тургенева в силуэтах Елиз. Бём. 20 лист. Спб., [фотолитографировано и печатано в Экспедиции Заготовления Госуд. Бумаг], 1883. 20 л. илл. 31 х 25 см. В полукожаном переплете эпохи и в современном художественном футляре. Сохранена издательская обложка. Очень хорошая сохранность. На обороте передней обложки владельческая надпись: «Собрание Вячеслава Гавриловича Ульянинского. Москва 1878-1916».
Вячеслав Гаврилович Ульянинский (1855-1928) - библиофил, собиратель офортов и книг по русскому искусству, начальник Московского технического железнодорожного училища.
Елизавета Меркурьевна Бём (1843-1914) - русская художница, иллюстратор, рисовальщица, силуэтист. Обучалась в Рисовальной школе Общества поощрения художников в С.-Петербурге. Окончив школу в 1864 г., брала уроки у И.Н.Крамского.
Е.Бём в совершенстве владела техникой силуэта, которому посвятила более двадцати лет своей жизни. Это искусство зародилось в России при Петре I, а распространение получило при Екатерине II, с возникновением моды на «черные портреты». В середине и второй половине XIX века интерес к этой технике практически исчез, она стала отождествляться с детским рукоделием. Е.М.Бём была единственным художником последней четверти XIX века, серьезно работавшим в технике силуэта. Она рисовала открытки и иллюстрировала детские журналы, ее силуэты украшали не только книги, но и стеклянные и фарфоровые предметы.
Работая как иллюстратор, Е.Бём отдавала предпочтение сюжетам из народной жизни и была верна традициям древнерусского искусства. Круг интересов художницы был очень широк: она проиллюстрировала полтора десятка книг, в том числе произведения И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, И.А.Крылова, В.М.Гаршина, Н.С.Лескова, а также русские народные сказки, пословицы и поговорки, была автором пользовавшихся невероятным успехом и ставших предметом коллекционирования почтовых открыток. Работы Е.М.Бем были неоднократно удостоены высоких наград на международных и российских выставках.
Настоящий альбом вышел в свет в 1883 г., через два месяца после смерти И.С.Тургенева. В этом издании листы иллюстраций чередуются с листами, на которых среди заставок и виньеток помещены фрагменты текста. А сами силуэты охотников, рыбаков, нищих, ребятишек выразительны и необыкновенно точны, ведь все они основаны на многочисленных натурных зарисовках. Текст в этом издании скорее вторичен, более важен и значим визуальный ряд. По утверждению современников, рисунки Е.Бём к «Запискам охотника» были одними из лучших иллюстраций к этому произведению И.С.Тургенева.