Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Токмаков И. Историко-Археологическое Описание церкви св. Живоначальныя Троицы, что в больших Лужниках, в Москве. М., 1891. Экземпляр дочери императора Александра II великой княгини Марии Александровны. В подносном бархатном переплете эпохи. Редкость.

Автор: Токмаков И.Ф.
Год издания: 1891


Токмаков И. Историко-Археологическое Описание церкви св. Живоначальныя Троицы, что в больших Лужниках, в Москве. М., Губернская типография, 1891. [2], 26 с.; 1 л. илл. 21,7 х 16,9 см. Издано на средства старосты церкви купца А.С.Глазкова. Издание сохраняет значение первой и основной публикации по истории этого храма. Двойной автограф священника А.С.Воскресенского и издателя, старосты церкви купца А.Глазкова. В роскошном бархатном подносном переплете эпохи с золотым тиснением на передней крышке: «Ея Императорскому Высочеству Великой Княгини Марии Александровне герцогине Эдинбургской». В современном цельнотканевом художественном футляре с золотым тиснением на корешке и крышках. Очень хорошая сохранность. Перед титулом вклеен лист с двойным автографом - дарственной надписью, написанной орешковыми чернилами двумя почерками - настоятеля храма свящ. А.Воскресенского: «Ея Императорскому Высочеству Великой Княгини Марии Александровне Герцогине Эдинбургской усерднейшее приношение. Москва Октября 31-го дня 1891 года», под ним  - издателя книги купца А.С.Глазкова: «Священника Алексея Воскресенскаго и старосты Церковнаго Московского 2-й гильдии купца Александра Глазкова». На переднем форзаце след от отклеенного экслибриса. Экземпляр имеет историческую ценность. Редкость.

Подносной экземпляр, принадлежавший старшей дочери императора Александра II великой княгине Марии Александровне (1853-1920). С 1874 г. она состояла в браке с наследным принцем Великобритании Альфредом-Эрнстом-Альбертом, герцогом Эдинбургским, Саксонским и Саксен-Кобург-Готским, графом Ольстерским и Кентским. Александр II позволил дочери самой совершить выбор жениха, поэтому будущему супругу пришлось три года ждать ее согласия на брак. Даже на официальное письмо королевы Виктории по поводу брака сына был дан ответ, что выбор по-прежнему остается за великой княжной.

2 июня 1861 г. Император Александр II с супругой, императрицей Марией Александровной, и двумя детьми - великой княжной Марией Александровной и великим князем Сергеем Александровичем посетил церковь св. Троицы в Больших Лужниках. Этот визит был не случайным. Церковь с 1858 по 1861 г.г. была целиком обновлена - отреставрирована и великолепно украшена, став одним из красивейших храмов Москвы. Царь молился вместе с прихожанами и выразил свое восхищение образцовым содержанием храма. В издании помещена иллюстрация, на которой запечатлен момент визита императорской семьи в церковь. Вместе с родителями в карете находится и восьмилетняя великая княжна. Таким образом, настоящее издание и поднесение книги было приурочено к 30-тилетию со дня первого посещения обновленного храма. После трагедии 1 марта 1881 г. в память об императорской чете духовенство церкви решило заказать и установить в храме новую икону свв. князя Александра Невского и равноапостольной Марии Магдалины в богатом киоте. Причт же с того времени начал ежедневно совершать во время каждого богослужения при храме заупокойные обедни и панихиды. Троицкий храм был разрушен в 1932-1933 г.г. На его месте возвели школу.

В издании впервые на основе исторических документов и археологических данных представлена история церкви св. Троицы в Больших Лужниках. Ее исходное название было в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. Под этим именем церковь была известна в начале XVII века. Сменив наименование, храм сохранил один из трех престолов в память Усекновения главы св. Иоанна Крестителя.  В середине того же века церковь уже была отстроена в камне.  В 1730 г. здание храма было возведено вновь.

И.Ф.Токмаков приводит интересные факты из истории храма, имена некоторых священников, служивших в ней, старост, размеры податей, число дворов в приходе в разные годы, сведения о профессиональной принадлежности прихожан. Сохранились и отдельные истории про конкретных людей и обстоятельства, например, о том, как спасали церковные ценности накануне прихода в город французов в 1812 г.

Детально описано каменное здание церкви, которое говорило о богатстве прихода. С начала 1860-х г.г. храм стал самым богатым в Москве. Его ктитором был городской голова Москвы коммерции советник Михаил Королев. В это время церковь могла удивить богатством росписей внутри, драгоценным убранством и утварью. В отношении богослужения храм тоже был образцом среди московских церквей. М.Л.Королева Александр II лично благодарил за великолепное убранство церкви. При храме была построена богадельня. Со временем появилось приходское попечительство о бедных. Священники активно поддерживали благотворительность среди купцов-прихожан.

Представлено краткое описание древних реликвий церкви, ее книгохранилища и ризницы. Среди них - древние иконы во имя св. Иоанна Предтечи, св. Троицы, главная храмовая икона и др. О некоторых иконах существовали устные предания. Так, о Деисусном образе была память, что он происходил из Московского Симонова монастыря. А Казанская икона Богоматери, возможно, принадлежала кисти Андрея Рублева. Среди утвари, хранившейся в ризнице, было много вкладов московских купцов, имена которых приводит автор. Описана недвижимость, купленная церковью или вложенная в нее на помин души. Церкви принадлежали акции и несколько домов, в которых были квартиры членов духовенства, а остальные жилые помещения сдавались. Доход шел на храмовые нужды.

17 сентября 1878 г. состоялась торжественная архиерейская служба малого освящения храма. Вел службу епископ Дмитровский Амвросий (позднее архиепископ Харьковский и Алатырский). В храме была положена новая традиция поминовения священников, дьяконов и чтецов, служивших в нем ранее. Информацию о них собрал дьякон храма Иоанн Счастнев. Он записал их имена в храмовый синодик в хронологическом порядке. Такая практика только начинала тогда вводиться в некоторых храмах и имела прямую связь с локальной историей, идеи которой стали широко распространяться среди духовенства во второй половине XIX века.

Настоятелем храма на момент издания книги и, очевидно, ее инициатором был Алексей Сергеевич Воскресенский (1835-1906) - выдающийся проповедник, впоследствии епископ Угличский, викарий Ярославской епархии. Священник был известен всей Москве тем, что строго поддерживал благочиние и благолепие богослужений в храме, вел в нем живую проповедь и внебогослужебные собеседования с членами паствы. Также он инициировал всенародное пение во время службы.

В 1854 г. А.С.Воскресенский окончил Вифанскую духовную семинарию. С 1855 г. он стал дьяконом церкви св. Архистратига Михаила в Овчинниках, где организовал первую в Москве воскресную школу. С 1873 г. А.С.Вознесенский был поставлен священником церкви св. Троицы в Больших Лужниках. Ростом своего духовного авторитета приход был обязан именно ему. Его проповеди, произнесенные в храме публично, часто публиковались в Московских епархиальных и церковных ведомостях. 19 ноября 1889 г. его чествовали прихожане и священники. В храме прошла торжественная служба, которую вели наиболее авторитетные протоиереи г. Москвы, после чего прихожане преподнесли своему пастырю драгоценный крест, украшенный бриллиантами. А патриарх Иерусалимский прислал о. Алексию икону Воскресения Христова, написанную на доске от купола над св. Гробом Господним. Приняв в 1900 г. монашеский постриг под именем Сергий, он стал архимандритом Московского Данилова монастыря. В 1901 г. был возведен в сан епископа.

Иван Федорович Токмаков (1856 - ок. 1923) - историк, археолог, автор множества работ по истории Москвы и других городов, монастырей и церквей Центральной России. В общей сложности он составил не менее 128 таких описаний. Начинал службу помощником библиотекаря Московского Главного архива Министерства иностранных дел. Бурная библиографическая и археографическая издательская деятельность принесла ученому мировую известность. Благодаря ему до нас дошли очень многие исторические источники и факты прошлого. Публиковал каталоги рукописей и документов по разным темам. И.Ф.Токмаков был почетным членом Тамбовского Губернского статистического комитета; действительным членом ряда Императорских обществ, в том числе Русского географического, Антропологии и этнографии, Юридического общества, состоящего при Императорском Московском университете, Общества любителей духовного просвещения, ряда Губернских статистических комитетов; членом-корреспондентом Императорского Московского археологического общества; корреспондентом Археографической комиссии Министерства народного просвещения; членом-сотрудником Императорского Вольного экономического общества и др.