Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Толстой Л.Н. Сочинения. 16 томов. М., 1897-1900. Прижизненное издание. Впервые включило в себя роман "Воскресенье", приведший к отлучению Л.Н.Толстого от церкви. В 16 полукожаных переплетах эпохи работы А.П.Петцмана. Очень хорошая сохранность. 

Автор: Толстой Л.Н.
Год издания: 1897


Толстой Л.Н. Сочинения. 16 томов. М., типо-литография Товарищ. И.Н.Кушнерев и Ко., 1897-1900. 17,2 х 12,4 см. Прижизненное издание. Собрание сочинений, в сравнении с предыдущими изданиями, дополнено двумя новыми томами (т. 15, 16), в состав которых впервые вошел роман «Воскресенье», ставший последней каплей для решения об отлучении Л.Н.Толстого от церкви. В 16 полукожаных переплетах эпохи, изготовленных в знаменитой мастерской А.П.Петцмана в Москве. Внизу корешков тиснение инициалов владельца: «С.Щ.» (Сергей Щегляев - расшифровано по экземплярам других изданий из той же библиотеки). Очень хорошая сохранность. 

Часть 1. Детство, отрочество и юность. Издание десятое. (1897). 456 с.
Часть 2. Повести и рассказы. Издание десятое. (1897). 533 с.
Часть 3. Повести и рассказы. Издание десятое. (1897). 605 с.
Часть 4. Педагогическия статьи. Издание десятое. (1897). 628 с.
Часть 5. Война и мир. Том I. Издание десятое. (1897). 480 с.
Часть 6. Война и мир. Том II. Издание десятое. (1897). 520 с.
Часть 7. Война и мир. Том III. Издание десятое. (1897). 552 c.
Часть 8. Война и мир. Том IV. Издание десятое. (1897). 480 c.
Часть 9. Анна Каренина. Том I. Издание десятое. 355 c.
Часть 10. Анна Каренина. Том II. Издание десятое. (1897). 476 c.
Часть 11. Анна Каренина. Том III. Издание десятое. (1897). 400 с.
Часть 12. Произведения последних годов. Издание десятое. (1897). 666, II с.
Часть 13. Издание десятое. (1897). 613 с.
Часть 14. Издание десятое. (1897). 334 с.; 1 л. портр.
Часть 15. Что такое искусство? Издание первое. (1898). 293 с.
Часть 16. Воскресение. Издание первое. (1900). [4], 572 с.

Библиография: Художественная литература: Каталог-прейскурант на покупку и продажу букинистических и антикварных книг. М., 1989, № 1698.

Первым владельцем настоящего собрания был Сергей Иванович Щегляев (1827-1905) - главноуправляющий стекольными и хрустальными заводами крупнейшего мецената и благотворителя Ю.С.Нечаева-Мальцева, финансировавшего, между прочим, создание Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Это была настоящая промышленная империя. В частности, в нее входили заводы в Гусь-Хрустальном, на которых трудились тысячи рабочих.

С.И.Щегляев был родом из крестьян Мещеры, окончил с отличием и степенью кандидата курс Коммерческого училища. Имея очень высокое жалование, он вскоре сам стал помещиком и заводчиком, владел особняком в Москве на Каланчевке. Два его сына стали учеными-физиками. Один из них, наследник библиотеки, Владимир Сергеевич (1857-1919) был восприемником при крещении дочери своего коллеги, физика, преподавателя Московского университета Анатолия Ивановича Богуславского. Ей, Елене Анатольевне Богуславской, после кончины В.С.Щегляева перешла, частично или полностью, эта библиотека. Владимир Сергеевич был профессором экспериментальной физики в Императорском Московском техническом училище, заведовал кафедрой общей и прикладной физики, руководил физическим отделом Политехнического музея, издал курс лекций по электричеству и магнетизму. В 1902 г. он стал создателем и первым директором Физико-Электротехнического института. Принимал участие в I Международном конгрессе физиков, прошедшем в Париже в 1900 г. Его сын Андрей Владимирович Щегляев был также выдающимся физиком, профессором Московского энергетического института, заведующим кафедрой паровых и газовых турбин, основателем энергомашиностроительного факультета.

Представленное собрание сочинений Л.Н.Толстого интересно по нескольким причинам: в него впервые вошли два тома с произведениями, написанными в 1898 и 1899 г.г., в т. 16 помещен роман «Воскресенье», впервые вошедший в собрание сочинений, роман эпохальный, знаковый, приведший к отлучению Л.Н.Толстого от церкви. Тома издания имеют небольшой формат и были удобны для чтения в дороге. Поэтому экземпляры этого издания быстрее всего зачитывались, особенно тома с наиболее популярными произведениями: «Война и мир» и «Анна Каренина».

В 1880-е - 1890-е г.г. в творчестве Л.Н.Толстого наступает самый противоречивый этап. В это время писатель создает собственное духовно-нравственное учение, основанное в значительной степени на буддизме и критике христианства. О новом религиозном учении, соответствующем современным нуждам и очищенном от веры и таинственности, религии практической, дающей блаженство на земле при жизни, Л.Н.Толстой думал с 27 лет и постепенно к этому шел. Интересно, что написанные в этот период религиозные произведения он считал самыми ценными в своем творчестве. А «Войну и мир» или «Анну Каренину» рассматривал как тексты, привлекающие внимание читателей к его «серьезным вещам».

Главной художественной работой 1890-х г.г. стал роман «Воскресение» (1889-1899). Сюжет его был основан на подлинном судебном деле. Резкая критика церковных обрядов в данном произведении стала одной из причин отлучения Л.Н.Толстого Святейшим Синодом от церкви в феврале 1901 г.

Первая публикация глав «Воскресения» появилась в мартовском номере журнала «Нива» за 1899 г. Это был последний роман, написанный Л.Н.Толстым. Над ним писатель работал около десяти лет. Роман «Воскресение» сразу же был напечатан на русском языке в Англии, в издательстве В.Г.Черткова «Свободное слово». В течение 1899-1900 г.г. произведение несколько раз было издано и в России, правда, в несколько сокращенном цензурой виде. В последующие годы в ряде европейских стран многократно осуществлялись переводы и публикации романа.

Кроме того, в собрании впервые представлен трактат «Что такое искусство?» (1897-1898). В нем Л.Н.Толстой стремится теоретически обосновать свои взгляды на искусство.

В томах, содержащих произведения последних лет, представлена вереница небольших повестей и легенд, предназначенных преимущественно для народного чтения («Чем люди живы» и др.). В них Л.Н.Толстой, по мнению своих безусловных поклонников, достиг вершины художественной силы. Оппоненты Л.Н.Толстого упрекали его в тенденциозности и в том, что он из художника превратился в проповедника. Противоположные отзывы вызвала и «Крейцерова соната» (издана в 1890 г.) - анализ супружеских отношений заставил забыть об удивительной яркости и страстности, с которою написана эта повесть. Произведение было запрещено цензурой, его удалось напечатать благодаря усилиям С.А.Толстой, которая добилась свидания с Александром III. В результате повесть была опубликована в урезанном цензурой виде в Собрании сочинений Толстого по личному разрешению царя.

Драма «Власть тьмы», по мнению поклонников Л.Н.Толстого, стала великим проявлением его художественной силы. В рамки этнографического воспроизведения русского крестьянского быта писатель сумел вместить столько общечеловеческих черт, что драма с колоссальным успехом обошла все сцены мира.

Некоторые произведения Л.Н.Толстого не вошли в собрание сочинений, поскольку были запрещены к изданию в России и выходили в Лондоне. Такова, например, «Исповедь», «В чем моя вера?», «Краткое изложение Евангелия», «Царство Божие внутри вас…» и др.

Граф Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - великий русский писатель и мыслитель. Участник обороны Севастополя. Член-корреспондент Императорской Академии наук (1873), почетный академик по разряду изящной словесности (1900). Был номинирован на Нобелевскую премию по литературе (1902, 1903, 1904, 1905). Его взгляды стали впоследствии идейной базой нового религиозно-нравственного течения - толстовства.