|
Церковь Рождества Предтечи и св. муч. Уара в Московском Кремле. [М., середина XIX века]. Тоновая литография в паспарту. Размеры оттиска: 36 х 27 см. Размеры в паспарту: 57,5 х 46,5 см. Хорошая сохранность. Редкость. Первая по времени основания церковь г. Москвы.
Библиография: Обольянинов Н., 2365.
Литография из издания «Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества». Рисунки к нему выполнил археолог А.А.Мартынов, автором текста был выдающийся знаток истории и археологии Москвы и средневекового Московского княжества И.М.Снегирев. Это был первый в России труд, специально посвященный публикации памятников древнерусской архитектуры. Книга выходила тремя изданиями, два из которых были большого формата (in folio): М., 1846-1852, 1851-1859. Оба издания публиковались отдельными тетрадями по 6 листов в каждой, в обоих было по 108 листов видов древнерусских церквей. Настоящая литография - из одного из этих двух изданий.
Легендарная кремлевская церковь Рождества Иоанна Предтечи была самой первой церковью, основанной в Москве на заре ее истории - в XII веке, когда появилась и сама Москва. Она стояла прямо перед Большим Кремлевским Дворцом и была снесена в 1847 г. по личному повелению императора Николая I.
Основание этой церкви часто связывают с борьбой на Руси с язычеством в самые первые века после принятия христианства. Праздник св. Иоанна Крестителя совпадал по дате с языческими празднествами дня Ивана Купалы, а в то время христианская церковь часто замещала своими праздниками и обычаями народные языческие для облегчения обращения народа в истинную веру.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, самый первый московский храм, была основана на Бору, где тогда же появилась и первая деревянная крепостная стена города вокруг главного Боровицкого холма - будущий Московский Кремль. Примечательно, что эта церковь была выстроена деревянной, и, как утверждали историки, из того же местного дерева - сосны, которым густо был покрыт кремлевский холм, получивший от этого леса свое историческое имя - Боровицкий.
Со временем рядом с первой московской церковью была возведена Боровицкая башня Московского Кремля, и в апреле 1658 г. благочестивый царь Алексей Михайлович повелел переименовать башню по названию храма в Предтеченскую. Однако новое название не прижилось - даже в официальных документах башню продолжали именовать Боровицкой, и по сей день она - единственная кремлевская башня, носящая самое древнее историческое имя.
Рядом с Предтеченской церковью, на участке между храмом и Боровицкой башней, с первого года основания Москвы стоял княжеский двор - тот самый, где князь Юрий Долгорукий давал свой первый знаменитый обед, угощая своего гостя и союзника, князя Новгород-Северского Святослава Ольговича. С тех пор княжеский двор на этом месте остался на века. В 1320-х г.г. он был предоставлен святителю Петру, митрополиту Московскому, который перенес свою митрополичью кафедру из Владимира в Москву, сделав ее религиозной столицей России незадолго до того, как она окончательно стала столицей русских княжеств. Переехав в Москву, святитель Петр и сам поселился в Кремле - как известно, именно он основал здесь Успенский собор. А до основания собора статус Всероссийской митрополичьей кафедры носила именно Предтеченская церковь. Так она некоторое время была не только самым первым, но и самым главным храмом Москвы, а с ней - и всей России. Когда же после постройки Успенского собора митрополичий двор был перенесен ближе к нему, то старый двор у Предтеченской церкви опять вернулся во владение великого князя и оставался великокняжеским двором до времен императора Николая I, построившего на том месте Большой Кремлевский дворец.
Деревянной Предтеченская церковь была до 1461 г., когда великий князь Василий II Темный приказал выстроить ее в камне. Однако это здание церкви оказалось недолговечным, и вскоре после пожара 1493 г. оно было заменено другим: в 1509 г. придворный кремлевский архитектор итальянец Алевиз Фрязин выстроил новый каменный Предтеченский храм.
Вскоре после постройки Алевизом каменного храма в нем произошли изменения. Придел первой, деревянной Предтеченской церкви был освящен во имя св. Варлаама Хутынского и перенесен впоследствии в новое каменное здание храма. Однако в 1583 г. он был переосвящен во имя св. мученика Уара - в честь рождения у царя Иоанна Грозного его последнего сына и единственного наследника, св. царевича Дмитрия, которое пришлось на день памяти св. Уара. В Предтеченской церкви появился тогда новый храмовый образ св. Уара с частицами его мощей. Дореволюционные историки сообщали, что с тех пор вся Предтеченская церковь называлась москвичами Уаровской - так она была даже более известна в народе. С этим был связан старинный московский обычай, доживший до XIX столетия: матери приносили сюда больных детей, молясь об их исцелении, причем приходили не только из Москвы, но и из других городов, в том числе из Углича, где был убит св. царевич Дмитрий.
Церковь, построенная Алевизом Фрязиным, существовала до середины XIX столетия и была снесена при строительстве Большого Кремлевского Дворца в 1847 г., а придел св. Уара из Предтеченской церкви был переведен в Архангельский собор, где он существует и поныне. Сам храм Рождества Иоанна Предтечи был перенесен в Боровицкую башню Кремля, где просуществовал до Октябрьской революции, после которой был полностью закрыт и разобран.