|
Церковь в селе Измайлове. М., 1889. Хромолитография в паспарту. Худ. Н.А.Мартынов. Размеры оттиска: 22 х 30 см. Размеры в паспарту: 41 х 46 см. Отличная сохранность. Редкость.
Село Измайлово существовало уже в XV веке. Оно располагалось на территории современного Измайловского острова и принадлежало великим князьям. Царю Алексею Михайловичу Романову вотчина перешла от его бездетного дяди Никиты Ивановича Романова.
В 1663 г. молодой царь задумал здесь создать крупное дворцовое хозяйство: сады, государеву пашню и пасеку, конюшни, скотные дворы и птичники, пруды для разведения рыбы, стекольный и кирпичный заводы, винокурню. Эта усадьба должна была служить не только местом отдыха царской семьи, но и хозяйственным нуждам царского двора. Чтобы осуществить грандиозный замысел, в Измайлово переселили крестьян из Костромы, Валдая, Переславля и других земель.
Новые жители обосновались на пустоши Хоругово и образовали Новую Слободу села Измайлово. Для них позже и была возведена церковь в честь Рождества Христова с приделами Казанской иконы Божией Матери и святителя Мирликийского Николая. Такое посвящение престолов связано с тем, что царь Алексей Михайлович в начале своего царствования стремился подражать своему предшественнику Иоанну IV. Поэтому в новой резиденции он воспроизвел посвящения церквей и приделов Рождеству Христову и святителю Николаю чудотворцу, как в древнейших посадских храмах Александровской слободы - любимейшей усадьбы Ивана Грозного. Посвящение третьего престола измайловской церкви - Казанской иконе Божией Матери - характерно для многих храмов дворцовых сел. Романовы и особенно царь Алексей Михайлович глубоко чтили этот образ, явивший свое заступничество в Смутное время и способствовавший утверждению новой династии.
Временный деревянный шатровый храм в Новой слободе Измайлова был построен царскими стрельцами летом 1664 г. Строить каменный храм Рождества Христова начали вскоре после смерти царя Алексея Михайловича. Его сын Федор Алексеевич, благочестивый и богобоязненный, проявлял большую любовь к каменному церковному зодчеству. Каменный храм в стиле «русского узорочья» был воздвигнут артелью костромских зодчих и освящен патриархом Иоакимом в конце 1670-х г.г. Три иконостаса храма были созданы костромским мастером Сергием Рожковым. В 1735 г. по распоряжению императрицы Анны Иоанновны иконы были поновлены, а в середине XIX века иконостасы и киоты украшены резьбой.
Имущество церкви дважды подвергалось серьезному разграблению: в войну 1812 г. (когда в Измайлове стояли французы) и после революции. В годы Советской власти церковь оставалась действующей. В 1935-1937 г.г. в церкви служил протоиерей Павел Ансимов, канонизированный в 2005 г. как священномученик, а в 1940-х г.г. - будущий архимандрит Иоанн (Крестьянкин), один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви конца XX - начала XXI в.в.
Литография создана по рисунку Н.А.Мартынова для серии «Подмосковная старина», выпущенной в 1889 г. его братом А.А.Мартыновым (1818-1903) - специалистом по истории и архитектуре Москвы. Издание содержало материалы о местоположении и истории многих подмосковных сел, особое внимание было уделено описанию памятников церковной и гражданской архитектуры. Для него Н.А.Мартыновым была создана серия из 25 рисунков, изданных известной С.-Петербургской хромолитографией Штадлер и Паттинот.
Николай Александрович Мартынов (1822-1895) - русский архитектор, художник. Окончил Московский Константиновский межевой институт (1839). Интересовался и изучал памятники архитектуры русской древности. В 1872 г. был назначен членом-корреспондентом Московского археологического общества. Изучал и воспроизводил в качестве художника архитектурные памятники Москвы.