Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Циолковский К. Причина Космоса. (С добавлением отзывов о "Монизме вселенной" и ответов на вопросы по поводу этой книжки). Калуга, 1925. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность. Редкость.

Автор: Циолковский К.Э.
Год издания: 1925


Циолковский К. Причина Космоса. (Конспект. Август 1925 г.). (С добавлением отзывов о "Монизме вселенной" и ответов на вопросы по поводу этой книжки). Калуга, [1-я Государственная типо-литография], 1925. 33 с. 17,2 х 12,8 см. Издано без титульного листа. Прижизненное издание. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность. Редкость.

Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) - великий российский ученый-самоучка, далеко опередивший свое время (многие его считали «чудаком» и «маниаком»); изобретатель, основатель нового направления в науке - экспериментальной аэродинамики, создатель теории реактивных аппаратов. Ему принадлежит теоретическая разработка конструкции цельнометаллических дирижаблей и других воздухоплавательных аппаратов. Его изобретения часто отвергались в России, но повлияли на мировую аэронавтику. В Германии Цеппелин в начале ХХ века использовал идеи и расчеты К.Э.Циолковского для создания собственного дирижабля. На базе его идей и исследований впоследствии стала развиваться теоретическая космонавтика. К.Э.Циолковский первым предложил применять двухступенчатую систему ракеты для достижения первой космической скорости, дал стройное математическое описание такого "космического ракетного поезда".

Позднейшие работы ученого традиционно выделяются биографами как философские, впрочем, сам К.Э.Циолковский такое разделение отрицал. Называя себя "чистейшим материалистом", ученый стремился отрешиться от всего неясного, от всех авторитетов, кроме авторитета точной науки. На этой основе базируются его труды о строении Вселенной как сложного механизма, и всех населяющих ее атомах, неразрывных в единстве материи и духа. Будущее человечества он тесно связывал с покорением Космоса и невероятным усовершенствованием человеческих обществ. К.Э.Циолковский не просто верил, но и на основании математических подсчетов точно знал о существовании неземных форм жизни, многократно превосходящих человечество по уровню развития. Он был глубоко убежден, что победа разума неизбежна, а вслед за ней и воцарение мира и всеобщего благоденствия. Оригинальные взгляды К.Э.Циолковского большую часть его жизни неохотно принимались современниками, шумная слава пришла к нему только во втором десятилетии XX века. К этому периоду относится большая часть его самостоятельно опубликованных работ.

Первая часть книги "Причина Космоса" состоит из полемики с читателями о сущности теории монизма, которой глубоко пронизаны философские взгляды К.Э.Циолковского. Монизм как философское течение утверждает, что все разнообразие объектов во Вселенной может быть сведено к единому началу. К.Э.Циолковский находил большое удовольствие в общении с читателями и часто помещал свой адрес на обложке своих изданий. Типичные вопросы, адресованные К.Э.Циолковскому, касаются различия монизма и религии, его коренного расхождения с вошедшим в моду спиритуализмом. Во всех своих ответах ученый старается отмежевать монистические взгляды от философских и сформулировать максимально точно сущность теории. Некоторые письма, включенные в настоящий сборник, содержат резкую, прямую критику, с которой автор, долго остававшийся неизвестным, рад спорить, еще глубже убеждаясь в правоте своей позиции. Рассматриваются вопросы о том, почему неземные цивилизации, по мнению ученого многократно превосходящие человечество по уровню развития, не ищут с ним контакта; о существовании мира духов и возможности чудес; о будущем монизма как научной теории.

Вторая часть книги посвящена работе "Причина Космоса" - научно-философском труде К.Э.Циолковского. В этой работе Космос представлен как некоторый механизм, подобный кинематографическому аппарату или граммофонной пластинке, воспроизводящий картины жизни абсолютно автоматически. Главная причина таких автоматических действий заключена в человеке-творце. К.Э.Циолковский утверждал, что Космос не только бесконечен, но и безначален, и человек не в состоянии пока охватить причину, по которой он существует. Как творец властен над своим произведением и не поддается точному описанию с помощью изучения такого произведения, так и причина Космоса трудно постижима изнутри его. Причина Космоса должна быть всемогуща по отношению ко Вселенной. Мудрость и благость Причины по отношению к своему созданию наводит К.Э.Циолковского на мысли, что и в будущем она не принесет зла, не прекратит существование Космоса и человека, его населяющего, а также приведет Вселенную к радости и устранению всех страданий при помощи абсолютной истины. Таким образом, автор делает вывод, что Причина и есть абсолютная любовь, беспредельное милосердие и разум.

К.Э.Циолковский спорит с пантеистами, проводящими знак равенства между самим существованием Космоса и его причиной, их почтение к Высшему существу, по мнению ученого, - бессмысленная жертва, а единственно возможное разумное приложение таких усилий - направление их для пользы человека, почитание разумнейших, лучших представителей человечества.