Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Цветаева М. Версты: Стихи. Выпуск I. [Единственный]. М., 1922. Последний прижизненный сборник, напечатанный на родине. Изъятое, запрещенное к обращению и списанное в макулатуру издание. В издательской обложке и в современном футляре. Хорошая сохранность.

Автор: Цветаева М.
Год издания: 1922


Цветаева М. Версты: Стихи. Выпуск I. [Единственный]. М., Государственное издательство, 1922. 122 с. 17,4 х 13,2 см. Последний прижизненный сборник стихов М.Цветаевой, напечатанный на родине. Изъятое, запрещенное к обращению и списанное в макулатуру издание. Тираж 1000 экз. В иллюстрированной издательской обложке работы Н.Вышеславцева и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность. Профессиональная реставрация корешка. На с. 1 заштрихованная чернилами владельческая надпись 1929 г.

Библиография: Турчинский, с. 571.; Розанов, № 4234; Блюм. Запрещенные книги, после № 491.

Марина Ивановна Цветаева (1892-1941) - русская поэтесса, прозаик, переводчик, один из крупнейших литераторов XX века. Родилась в г. Москве, старшая дочь И.В.Цветаева, профессора Московского университета, создателя и первого директора Музея изящных искусств им. императора Александра III (ныне Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина). Детские годы М.Цветаевой прошли в Москве и на даче в Тарусе. Начав образование в Москве, она продолжила его в пансионах Лозанны и Фрейбурга. В шестнадцать лет совершила самостоятельную поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне курс истории старофранцузской литературы. Стихи начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски и по-немецки), печататься с шестнадцати, а два года спустя тайком от семьи выпустила сборник «Вечерний альбом», который заметили и одобрили В.Брюсов, Н.Гумилев, М.Волошин.

Годы Первой мировой войны, революции и Гражданской войны были временем стремительного творческого роста М.Цветаевой. Она жила в Москве, много писала, но почти не публиковалась. Октябрьскую революцию она не приняла, видя в ней восстание «сатанинских сил». В 1922 г. М.Цветаева создает цикл пьес, поэму-сказку «Царь-девица» и уезжает - сначала в Чехословакию, а в конце 1925 г. - во Францию, где печатается в белоэмигрантской периодике. Здесь было написано большинство произведений М.Цветаевой: «Поэма Горы» и «Поэма Конца» (1924), «Крысолов» (1925), книги «Ремесло», «Психея» (1923), «Молодец» (1924), «После России» (1928), трагедии на античные сюжеты «Ариадна» (1924) и «Федра» (1927), эссе о поэтах и художественном творчестве «Мой Пушкин», «Живое о живом», «Искусство при свете совести», «Поэт и время», мемуарные очерки «Дом у Старого Пимена», «Повесть о Сонечке». Среди эмигрантов ее стихи, в отличие от прозы, популярностью не пользовались. В 1939 г. М.Цветаева вернулась на родину, где в основном занималась стихотворными переводами. 31 августа 1941 г., находясь в эвакуации в г. Елабуге, из-за тяжелых жизненных обстоятельств она покончила с собой.

Первый сборник стихов М.Цветаевой «Вечерний альбом» вышел в 1910 г. Следующий - «Волшебный фонарь» (1915) - ознаменовал обретение М.Цветаевой поэтического мастерства. В 1922 г., после семилетнего перерыва, в частном издательстве «Костры» вышел ее третий сборник - «Версты», посвященный России и русским поэтам. Он содержал всего 35 стихотворений, написанных с января 1917 по декабрь 1920 г. В том же году этот сборник был издан Государственным издательством. В его состав вошли уже 84 стихотворения, среди которых посвященные А.Блоку, А.Ахматовой, а также цикл «Даниил» 1916-1918 г.г., адресованный другу Цветаевой - Никодиму Акимовичу Плуцер-Сарно, который поддерживал ее в трудных жизненных обстоятельствах послереволюционных лет. Также в сборник включен цикл стихов о Москве. Первоначально М.Цветаева хотела назвать издание «Китеж-град». Сохранилась запись, сделанная ею в 1921 г.: «Стихи о России. Китеж-град или Версты». И более поздняя приписка: «Как хорошо, что не Китеж-град! Есть, кажется, в Париже такая книжная, а может быть и гастрономическая русская лавка - 1932 г.».

Настоящее издание - это последний прижизненный сборник стихов М.Цветаевой, напечатанный на родине, после чего она вместе с дочерью Ариадной уехала из России. В 1931 г. тираж книги был изъят из продажи и списан в макулатуру.

Обложка сборника выполнена по рисунку Николая Николаевича Вышеславцева (1890-1952) - самобытного русского графика и художника, прославившегося своими работами в области портрета и книжной иллюстрации. Героями его произведений нередко становились поэты, музыканты и художники начала XX века. Ему принадлежат известные портреты А.Белого, В.Иванова, С.Прокофьева. В 1920 г. Н.Н.Вышеславцев познакомился с М.Цветаевой и произвел на ее невероятное впечатление. Он в ее восприятии был грандиозен. В своем дневнике она писала: «О, Пушкин! - О НН!». Цветаеву и Вышеславцева сближала склонность к поэтической образности и даже сюрреалистичность восприятия. В первые несколько месяцев их знакомства М.Цветаева посвятила Н.Вышеславцеву 27 стихотворений, включенных в общий цикл «Н.Н.В.».