|
В память 800-летия Киево-Михайловскаго Златоверхаго монастыря. 11 июля 1108 г. - 11 июля 1908 г. Киев, типография Киево-Печерской Успенской Лавры, 1909. 240 с.; 11 л. илл. 23,5 х 15,4 см. Юбилейное издание, отпечатано на толстой веленевой бумаге. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность. Редкость. Перед титульным листом вклеен лист с интересной дарственной надписью-автографом орешковыми чернилами:
«Володе Лопатину. На память от Иеродиакона Иосифа Кроликова Киево-Печерской Лавры.
Молись дитя! Ты чист душой
Твои молитвы слышит Бог
Ты не знаком еще с нуждой
И от невзгоды не изнемог,
Лукавства нет в тебе ни тени
И злобы нет в душе твоей.
Молись, пока слышит тебя Бог
Ты счастлив будешь в жизни,BR>И не покинет тебя Святый Божиа (!)
Верь душой и сердцем искренно
И проживешь всю жизнь беспечально. -
Иеродиакон Иосиф Кроликов. Киев, 30 мая 1914 г., Успенская Лавра».
В издании представлены подготовка и ход торжеств по случаю 800-летия Киево-Михайловской Златоверхой лавры. На протяжении веков монастырь был одним из главных символов Киева, поскольку он посвящен покровителю города архангелу Михаилу. Основанная в 1108 г. Великим князем Киевским Святополком II, в крещении Михаилом, обитель считается одним из старейших киевских монастырей. В XII веке монастырь был родовой усыпальницей великокняжеского рода. Так монастырь стал символом верховной власти и имел непосредственное отношение к идеологии самодержавия в Российской империи, поскольку династия Романовых считала себя преемницей династии Рюриковичей и вела символическую родословную от Великих Киевских князей. Лавра была единственным церковным ансамблем Киева, главный храм которого имел золоченые купола, от чего и получил свое название. В XVII веке обитель временно стала митрополичьей резиденцией.
Одной из важнейших реликвий монастыря были мощи святой великомученицы Варвары, перенесенные в Михайловский собор из Византии супругой Святополка великой княгиней Варварой. Царевна Варвара была дочерью византийского императора Алексея Комнина и по преданию привезла мощи своей святой покровительницы с собой. Так великомученица Варвара вошла в круг наиболее почитаемых у восточных славян женских образов святых, поскольку со временем стала асоциироваться с царской властью, переданной на Русь, и небесным покровительством престолу.
Статус юбилея был весьма высок. В ознаменование торжеств Николай II отправил свою поздравительную телеграмму монастырю и иерархам. 800-летний юбилей монастыря отличался небывалой торжественностью. На него прибыли высшие иерархи Русской православной церкви, паломники со всех уголков империи.
Празднество, начавшееся с подготовительных богослужений вечером 9 июля, достигшее пика 11 июля и окончившееся спустя еще девять дней, было отмечено рядом особо торжественных архиерейских служб и литургий, крестных ходов с иконами и мощами. Одним из центральных мероприятий было освящение мощей св. вмч Варвары и обнесение их вокруг главного храма монастыря. Св. Синод одобрил новую службу вмч Варваре и всю обширную программу празднования. В издании представлен богослужебный Устав этих служб. Приводятся торжественные речи церковных иерархов и почетных гостей. 11 июля было прочитано Слово в честь св. вмч Варвары. 13 июля профессор С.Т.Голубев выступил с речью об истории Михайловского Златоверхого монастыря. Большой интерес представляет речь об историческом значении монастырей для русского народа. 11 июля было принято за дату ежегодного местного праздника в честь архистратига Михаила, великомученицы Варвары и св. княгини Ольги.
Размах торжеств был связан еще и с тем, что монастырский юбилей совпал с проведением в Киеве IV Всероссийского миссионерского съезда. Рассказывается обо всех высших церковных иерархах и почетных гостях празднества. В книге публикуются тексты приветствий и адресов к празднику от других монастырей, епархий и от высокопоставленных духовных лиц. Представлены тексты всех изданий и статей в прессе, посвященных юбилею. В книге помещено большое число репродукций со снимков торжеств, внутренних и внешних видов монастыря и его главного храма. В 1930-е г.г. монастырь был разрушен. Восстановлен в конце ХХ века.