|
Вахтеров В.П. Русский букварь для обучения письму и чтению русскому и церковно-славянскому. По новому правописанию и с новыми иллюстрациями. [Париж: Ymca-Press, б.г.]. 64 с. 22,5 х 15,7 см. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Хорошая сохранность. Редкость. Отсутствует в собраниях РГБ, РНБ, а также в библиотеке А.Савина.
Василий Порфирьевич Вахтеров (1853-1924) - российский педагог, ученый, методист начальной школы, деятель народного образования. Учился в Нижегородской духовной семинарии, в 1874 г. окончил курсы при Московском учительском институте и работал шесть лет народным учителем, а с 1881 г. - инспектором народных училищ Смоленской губернии. Занимая пост товарища председателя Московского комитета грамотности, принимал активное участие в организации школ для рабочих и способствовал созданию ряда внешкольных учреждений. В 1896 г. вынужден был уйти в отставку, так как Департамент полиции квалифицировал его деятельность как «прикрытие среди учителей Москвы неблагонадежного элемента». С 1898 по 1902 г.г. читал лекции на учительских курсах в Курске, Саратове и др. городах. С 1893 по 1903 г.г. работал в школе при Тверской мануфактуре В.А.Морозовой. В 1903 г. был арестован за якобы противоправительственную агитацию в школе и среди рабочих и выслан в Новгородскую губернию. В декабре 1904 г. был восстановлен во всех своих правах и возвратился в Москву, но к педагогической деятельности допущен не был. После Октябрьской революции вел методическую работу с учителями, преподавал на курсах ликбеза, читал лекции на педагогическом факультете 2-го МГУ.
В.П.Вахтеров внес значительный вклад в педагогическую теорию и практику. Опираясь на эволюционную теорию Ч.Дарвина, он явился основоположником педагогической концепции, которая получила название «Эволюционная педагогика». Ее основу составляет идея развития, то есть трактовка обучения и воспитания как поступательного движения, соединенная с убеждением, что образование во всех его видах и формах является одним из важнейших факторов общественного прогресса. Как теоретик и методист начального обучения, В.П.Вахтеров следовал педагогическим идеям К.Д.Ушинского. Будучи сторонником развивающего обучения, выступал за обновление и расширение содержания обучения в народной школе, за активные методы, способствующие развитию самостоятельности, мышления ребенка.
В.П.Вахтеров широко известен как автор книг для первоначального обучения. В дореволюционное время его учебные книги для начальной школы пользовались огромной популярностью и вытесняли уже существующие в то время учебники таких выдающихся педагогов, как Н.Ф.Бунаков, Д.И.Тихомиров, К.Д.Ушинский. Как отмечают исследователи творчества педагога, книги В.П.Вахтерова были самыми распространенными из всех русских учебников. Так, изданный им впервые в 1898 г. «Русский букварь» выдержал более 130 изданий.
В первые годы строительства советской школы (1918-1925) учебные книги В.П.Вахтерова рекомендовались Наркомпросом как самые лучшие. По его “Букварю” и книгам для чтения не одно молодое поколение усвоило грамоту и приобщилось к русской культуре.
Настоящее издание «Букваря» содержит русскую азбуку, составленную по новому правописанию, пропись, чтение по слогам, загадки, пословицы, рассказы, сказки, стихотворения, задания для самостоятельных упражнений, а также церковно-славянский алфавит.