Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Васильев А.С. На Шпицберген и по Шпицбергену во время градуснаго измерения. Наблюдения, путешествия и заметки. Одесса, 1915. Малотиражное издание. Экземпляр В.С.Бедина с его автографом. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность. Редкость.

Автор: Васильев А.С.
Год издания: 1915


Васильев А.С. На Шпицберген и по Шпицбергену во время градуснаго измерения. Наблюдения, путешествия и заметки Астронома А.С.Васильева. С картой и 20-ю фотографиями на меловой бумаге. Одесса, [«Коммерческая типография» Б.И.Сапожникова], 1915. X, 141 с.; 17 л. илл. 23,5 х 15 см. Малотиражное издание, отдельный оттиск из «Записок Новороссийского Общества Естествоиспытателей», Том XXXIX. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность. Владельческая надпись-автограф на титуле: «[19]53 апрель 1 Пулково В.Бедин». Редкость.

Экземпляр крупнейшего советского астронома-гравиметриста, старшего сотрудника Главной астрономической обсерватории в Пулково Владимира Сидоровича Бедина (1912-2007). В 1932 г. он окончил Таганрогский авиационный техникум, до начала Великой Отечественной войны поступил на математико-механический факультет Ленинградского университета, в начале войны был призван в армию. До апреля 1942 г. учился в Военно-морском авиационном училище в Перми, приобрел специальность радиомеханика. Служил в действующей частях в Архангельске и на Новой Земле. Работал во 2-й авиа-эскадрилье 54-го соединенного авиаполка техником по специальному радиолокационному оборудованию на американских патрульных гидросамолетах PBN-1, названных «Nomad» (кочевник). Окончил войну старшим техником по спецоборудованию 5-го дальне-разведывательного авиационного полка 14-й смешанной краснознамённой авиа-дивизии ВВС Северного флота. За обеспечение боевых и разведывательных вылетов самолетов бесперебойной радиосвязью был награжден медалью «За боевые заслуги» и другими наградами.

В 1950 г. В.С.Бедин окончил Ленинградский университет по специальности «Астрономия». Он был принят научным сотрудником и астрономом-гравиметристом в Главную (Пулковскую) астрономическую обсерваторию. Стал старшим научным сотрудником отдела фундаментальной астрометрии. В 1962-1963 г.г. работал в Обсерватории Сьерро-Каллан в Чили в составе первой группы астрономов Пулковской обсерватории, где проводил регулярные астрометрические наблюдения по звездному каталогу Южного неба. В августе 1963 г. ученый посетил обсерватории Аргентины в Ля Плата, Кордове, Буэнос-Айресе, Сан-Хуане.

Автор книги, астроном и геодезист Александр Семенович Васильев (1868-1947), был одним из руководителей градусной экспедиции на Шпицберген в 1899-1900 г.г. В ходе работ экспедиции он руководил одной из трех геодезических партий. Под его руководством и с его непосредственным участием были установлены сигнальные пирамиды в опорных точках и произведены астрономо-геодезические наблюдения на нескольких пунктах основной сети. Он же составил карту Западного Шпицбергена в масштабе 1:21000.

В своей книге А.С.Васильев представил экспедицию как совершенно исключительное мероприятие в мировой науке. Уникальным оно было потому, что осуществление точных измерений такого масштаба в экстремальных погодных условиях Шпицбергена было на грани человеческих возможностей. Автор отмечает значительную роль случайности или судьбы в работе экспедиции. В случае выбытия начальника русской экспедиции Д.Д.Сергиевского, А.С.Васильев должен был занять его место. Длительным и трудным был не только процесс подготовки измерений, но и сбора и обработки конечных данных. Их обработкой он занимался до 1915 г., после чего и смог выпустить книгу. Теоретическая часть работы, в частности, некоторые методы измерений (например, метод измерения базисов шведского профессора Э.Едерина), готовились и были опробованы в Пулковской обсерватории, являвшейся одной из ключевых организаций, внесших большой вклад в успех экспедиции.

Знаменитая русско-шведская Градусная экспедиция на архипелаг Шпицберген началась в 1899 г. Она стала одним из первых научных исследований этих арктических островов. Незадолго до этого, в 1896 г., первый в истории переход через Шпицберген совершил англичанин М.Конвей с группой исследователей, пройдя вдоль части восточного побережья архипелага. Шпицберген был выбран в качестве полигона для проведения градусных измерений в высоких широтах потому, что группа его островов растянулась по дуге меридиана более чем на четыре с четвертью градуса и на архипелаге имелись достаточно высокие вершины, на которых могли быть установлены сигналы для астрономических и геодезических наблюдений.

Экспедиция на Шпицберген стала одним из крупнейших научных предприятий рубежа XIX-XX в.в. и послужила исходной точкой современной картографии Арктики. Она была первым удачным опытом проведения комплексных научных исследований в высоких широтах Заполярья. В задачи экспедиции входило точное измерение координат дуги меридиана «Свальбард». Это было необходимо для определения сжатия Земли на полюсах и окончательного выяснения ее формы и размеров. Исследование имело большое значение для топографии в целом, для географических учреждений всего мира, а также для морской навигации, поскольку к тому времени стало критичным расхождение в измерениях координат географических объектов, сделанных на суше, с измерениями, выполненными по звездам. Шпицберген со временем стал основной базой для большинства полярных арктических экспедиций.

Градусная экспедиция была важным результатом международного научного сотрудничества - Академий наук России, Швеции и Франции. Идея таких измерений пришла в голову англичанам в 1826 г., возможность их была подтверждена шведами в середине XIX века. А сама подготовка экспедиции велась с начала 1890-х г.г. Для того, чтобы экспедиция состоялась, необходима была договоренность не только академических сообществ трех стран, но и шведского монарха с русским царем. Успех предприятия обеспечивали значительные финансовые вложения с русской стороны. Швеция ассигновала на проведение работ на Шпицбергене 160 000 крон, Россия - 100 000 руб. Франция проводила аналогичные исследования в южных широтах на территории Перу.

Координировала работы межгосударственная комиссия. Россию в ней представлял великий князь Константин Константинович Романов, занимавший пост президента Академии наук, а также академики О.А.Баклунд, Ф.А.Бредихин, Ф.В.Шмидт, А.П.Карпинский, М.А.Рыкачев и два будущих академика: Б.Б.Голицын и Ф.Н.Чернышев. Организация экспедиции на Шпицберген стала крупнейшим академическим проектом в дореволюционный период.

Работы по градусному измерению велись с 1899 до 1901 г.г. Была разбита триангуляционная сеть из 22 объектов протяженностью 470 км: от крайнего южного пункта архипелага на мысе Кейльхау (юг Западного Шпицбергена) до крайнего северного - на о. Росса. Российские исследователи проводили измерения с юга. Шведы шли с севера. Посередине маршрута обе группы должны были встретиться.

На Шпицберген экспедицию доставил военно-транспортный корабль «Бакан», ледокол № 2 парусно-механического хода, ледокол «Ермак» и шведский пароход «Бетти», подвозивший каменный уголь. Из-за сложных навигационных условий российская группа не смогла устроить базу там, где первоначально планировалось. Участники ее высадились на юго-западе острова Западный Шпицберген, в заливе Хорнзунд. Это оказалось довольно далеко от места начала работ.

База Российской научной экспедиции была построена в месте высадки в Стур-фьорде, у подножия горы Хорнзунд (это самая высокая точка южного Шпицбергена - 1492 м). На кораблях на остров завезли разборные дома и мебель. Поселок получил название «Константиновский» в честь великого князя Константина Константиновича - инициатора русской экспедиции. В центре поселка был построен комфортный дом - база экспедиции с жилыми комнатами сотрудников, рабочими кабинетами и кают-компанией, в которой стояло пианино. Перед базой находилась метеорологическая площадка, а вокруг было построено несколько вспомогательных зданий, в том числе для хранения угля, продуктов, научного оборудования и коллекций, а также баня.

Архипелаг Шпицберген с 1920 г. имеет особый международный статус. Его определил Шпицбергенский трактат, подписанный 9 февраля 1920 г. в Париже 39 странами в ходе переговоров по итогам Первой мировой войны. По трактату за Норвегией признавался суверенитет над архипелагом, а государствам-участникам договора предоставлялось равное право на эксплуатацию естественных ресурсов Шпицбергена и его территориальных вод. Норвегия обязалась не сооружать и не допускать создания морских баз или укреплений на территории архипелага и не использовать ее для военных целей.

Россия - единственная страна, кроме Норвегии, имеющая в настоящее время право на хозяйственную деятельность на островах архипелага, где она многие годы разрабатывала месторождения каменного угля. Это фиксируется ее «особым статусом». Россия внесла большой вклад в изучение архипелага. На карте Шпицбергена российская история освоения отражена более чем 150 топонимами с фамилиями и именами российских ученых, путешественников и промысловиков. С XVI века на островах архипелага были сезонные поселения поморов-охотников на морского зверя. Они называли остров Грумантом. Ныне на острове Западный Шпицберген имеется российский поселок Баренцбург, а также законсервированные поселки.