|
Верный и самонадеждный путь ко спасению. В трех частях. Перевел с иностраннаго Московской Трех-Святительской, что близ Красных Ворот, церкви Протоиерей Николай Петров Другов. Издание второе. М., в Синодальной Типографии, 1822. 16,5 х 9,8 см. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Очень хорошая сохранность. На с. [1]-57 владельческая запись неумелой скорописью орешковыми чернилами по нижним полям: «Сия называемая «Верны и самонадяжный путь ко спасению» пренадлежит Нижегородцкой губирни Семенавского уезда Семеновского уделнаго приказа села Дрюкова крестьянина Алексея Яковлева. Куплена в Нижном Новгороде в Макарьеви ярмонке в 1830 году. Сам своею рукою подписал крестьянин Алексей Яковлев июля 25 дня 1846 года». Редкость.
Ч. 1. [2], X, 176 с.
Ч. 2. 85, [1] с.
Ч. 3. [2], 41, [1] с.
Владельческая запись делает экземпляр по-настоящему уникальным. В XIX веке столь развернутые записи с рядом точных деталей встречаются редко. Особенно важно, что это крестьянская запись, а автограф владельца - из старообрядческого региона, севера Нижегородской губернии. Записи крестьян менее распространены, чем подписи представителей высших сословий и горожан. Развернутый инскрипт говорит нам о том, что владелец был не простым крепостным, а принадлежал Ведомству Уделов, т.е. работал на землях, обеспечивавших доходы Императорской фамилии. Развитию удельных земель Романовы придавали большое значение. Это были доходные земли. Крестьяне на них жили крепкие и обеспеченные. В удельных землях во времена правления Николая I стали появляться сельские школы, сельскохозяйственные и ремесленные училища. Определенный уровень владения письмом виден из сравнительно длинного текста, написанного крестьянской рукой. В этой местности крестьяне занимались различными ремеслами и промыслами. Достаточно указать, что по соседству находится село Хохлома. Произведенные изделия мастера продавали на Нижегородской ярмарке.
Книга была куплена на Нижегородской Макарьевской ярмарке, что указывает на этот крупнейший торговый центр Поволжья как и на важное место общероссийского книжного рынка. Факт покупки косвенно свидетельствует о достатке владельца и о его духовных предпочтениях. Часть денег, полученных от продажи баклуш, корзин или любых других изделий он тратит на книги, которые весьма ценит и делает на них подробные записи о собственности.
Книга относится к категории душеспасительного чтения. Ее акцентированное внимание обращено на деятельную жизнь христианина в миру и надежды на свои силы. Книгабыла переведена с европейского языка, а значит, в ней отражена, скорее всего, протестантская этика, что тоже очень любопытно в контексте крестьянского интереса. В книге описаны модели поведения и действий, ведущие к спасению. Четко регламентировано, что надо делать, а что нет в зависимости от сословной принадлежности. Например, крестьянин: «Он ни кого не обижает, ни чего себе не присваивает, ни чего не берет чужаго; он трудами рук своих пропитывает себя и семейство - в поте лица снедает хлеб свой, и, среди трудов, укрепляющих его тело, хвалит и благодарит Бога за свое состояние».
Идея социального смирения и принятия своего места в семейной, общинной и государственных иерархиях - ключевой посыл книги. Но в ней есть описание поведения идеального купца, ремесленника, воина; хозяина и слуги, мастера и работника; мужа и жены, детей старших и младших. Каждому человеку дан распорядок дня, советы по воспитанию детей, поведению в общественных местах, увещеванию нарушителей порядка. Третья часть книги посвящена упражнениям: тренировке смирения и молитвенной мышцы, толкуются христианские заповеди и грехи.
Село Дрюково входило в состав Семеновского уезда, центром которого было большое старообрядческое село Семеново. В округе было несколько единоверческих приходов. Проявления архаичных форм букв, например, написание «я» в виде а-йотированного, в записи, и сам ее развернутый характер, близкий к традиционному формуляру, могут указывать на знакомство автора записи с книжной традицией XVII века и на близость его к старообрядчеству или единоверию.
Первое издание книги увидело свет в 1816 г. Видимо, ее изначальная задача состояла в том, чтобы смирить народ после Отечественной войны. Огромная часть населения страны потеряла в войне все или почти все. Кроме того, вернувшиеся из заграничных походов люди сравнили уровень жизни в Европе со своим собственным. Ее выход согласуется и с поворотом императора Александра I к религии и мистицизму. После 1822 г. книга не переиздавалась. Автор перевода протоиерей Николай Петров был настоятелем прихода, в котором родился будущий поэт М.Ю.Лермонтов. Именно он совершил таинство крещения над младенцем Михаилом.