|
Вид Петровскаго дворца в Москве. / Москва № 3. - Литографировал Эд. Остейн, фигуры выполнил В.Адам. Отпечатано в мастерской Лемерсье в Париже. М.-Спб., издание Дациаро, 1840-е. г.г. - Vue du Chatеаu de Petrovsky a Moscou. Lith. par Ed.Hostein, fig. par V.Adam. Imp. De Lemercier a Paris. M.-Spb.: publie par Daziaro, 1840-s aa. Литография в паспарту, издательская раскраска акварелью. Размеры в паспарту: 46,8 х 51,7 см. Размеры оттиска: 26 х 34,2 см. Редкая коллекционная сохранность. Представляет художественную ценность.
На литографии изображен Петровский путевой дворец, построенный в 1775-1782 г.г. по проекту М.Ф.Казакова. Петровский дворец по обычаю был последней остановкой царского поезда для отдыха перед Москвой. В 1774 г. на Ходынском поле прошли торжества в честь заключения Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией. Для гуляний архитектор М.Ф.Казаков выстроил временные павильоны. Место приглянулось императрице Екатерине II, она заказала М.Ф.Казакову каменный дворец. В нем останавливался в 1812 г. Наполеон, но после Отечественной войны дворец оказался разрушен. По повелению Николая I его восстановили и разбили вокруг парк. Место стало загородной Императорской резиденцией. В это же время здесь начал складываться большой дачный район. Во дворце и прилегающем к нему парке бывали А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов, здесь любил жить Александр II. В 1830-е - 1840-е г.г. окрестности дворца были любимым местом отдыха москвичей, здесь открылись известные рестораны «Стрельна», «Яр», «Эльдорадо» и «Аполло».
Дворец был построен в стиле классицизма с широким использованием элементов древнерусского зодчества и готической архитектуры. Эти элементы М.Ф.Казаков встроил в архитектурную модель классицизма. Дворец имел два флигеля в виде крепостных стен с башнями в готическо-мавританском стиле. Они хорошо видны на литографии и придают дворцу характер замка. Сочетание кирпичной кладки с белокаменными украшениями вписано в общую классическую схему.
Гравюра была выпущена в известном издательстве художественной графики Дациаро. Фирма работала в Москве, С.-Петербурге и Париже. В С.-Петербурге и Москве активная деятельность издательства, основанного купцом второй гильдии итальянцем Иосифом Христофоровичем Дациаро (1805-1865), относится к 1830-1865 г.г.
Изображение было гравировано и отпечатано в знаменитой мастерской Лемерсье в Париже. Это заведение относилось к числу лучших художественных литографий Европы. Оно было организовано учеником изобретателя техники литографии А.Зенефельдера Жозефом Лемерсье (1803-1887) в 1828 г. Именно здесь после 1840 г. преимущественно печаталась продукция Дациаро. Лист литографирован выдающимся французским художником и мастером литографии своего времени Эдуардом Остейном (1804-1889), который специализировался на масштабных архитектурных пейзажах, видах замков и дворцов, городов с окрестностями.
Фирма «Дациаро» более всего прославилась изданиями видовой графики. Она выпускала преимущественно литографированные виды двух русских столиц. Уже в начале своего существования предприятие стало самым успешным в России в своей области за счет высочайшего качества исполнения гравюр. На него работали лучшие художники и мастера-литографы своего времени. Со временем фирма приобрела высший коммерческий статус Поставщиков Двора Его Императорского Величества. В Первопрестольной художественный магазин Дациаро открылся на Кузнецком мосту.
Характер и техника печати, качество и сохранность оттиска подтверждают подлинность представленного экземпляра и его датировку.