Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Вид Ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. Сергиев Посад, 1880. Один из лучших и наиболее роскошных гравированных видов Соловецкого монастыря. Литография в раме и паспарту. Издательская раскраска акварелью. Очень хорошая сохр. Редкость.

Автор: Старченков И.
Год издания: 1880


Вид Ставропигиальнаго первокласснаго Соловецкаго монастыря. [Сергиев Посад], литография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1880. Один из лучших и наиболее роскошных гравированных видов Соловецкого монастыря. Литография в современной раме и паспарту, издательская раскраска акварелью. Размеры оттиска: 39 х 52,3 см. Размеры в раме: 65,8 х 78 см. Очень хорошая сохранность. Редкость.

Один из первых лубочных видов Соловецкого монастыря, отпечатанный в литографической мастерской Свято-Троицкой Сергиевой Лавры по рисунку монастырского рисовальщика и литографа Ивана Старченкова. Литография относится к числу редких и почти не встречается на современном антикварном рынке. На ней представлен монастырь в границах крепостных стен, почти без принадлежавших ему построек в окрестностях, что увеличивало изображение собственно монастыря и придавало ему выдающуюся торжественность. Среди прочих видов Соловецкой обители лист выделяется реализмом и большим масштабом, позволившим воспроизвести монастырь более детально. Особенную нарядность и сочность изображению придает мастерски выполненная раскраска.

Панорама монастыря открывается с высоты птичьего полета со стороны моря. Вид очень интересен своими деталями: на пристани стоят пароходы, в гавани Благополучия паломников встречает поклонный крест. Вход в монастырский Кремль осуществлялся через Святые врата. На территории монастыря видны Преображенский, Троицкий и Успенский соборы, трапезная, колокольня и храм св. Николая, храмы св. Филиппа и Благовещения Пресвятой Богородицы. Вокруг храмового комплекса и площади высится корпус настоятеля, братские корпуса, больница. Слева от Успенского собора расположено двухэтажное здание живописной, позолотной и будущей литографской мастерской (открыта в 1892 г.), где будут печататься подобные виды в дальнейшем. Между братскими кельями находилось здание рухлядной, сапожной и портной мастерской. У дальнего выхода из монастыря располагалось здание столярни, в правом дальнем углу крепостных стен - небольшое здание мельницы.

За воротами на берегу Святого озера находилась кузница и корпуса для трудников. Рядом помещался конный двор. Слева у пристани видна часть большого здания Преображенской гостиницы. В верхней части литографии: парят над монастырем ангелы, держащие икону «Вознесение». Справа и слева от иконы соловецкие святые: прп. Елеазар, Савватий, Филипп, митрополит Московский (слева), прп. Зосима, Герман, Иринарх (справа).

Литография отличается большими размерами, особой красочностью и мастерством исполнения как рисунка, так и перевода его на камень, а также оттиска. С 1876 г. единственным рисовальщиком и литографом в мастерской оставался Иван Старченков. Он был местным воспитанником и мастером панорамных видов, владел перспективой, добиваясь ощущения единства пространства земли, неба и архитектуры. Его листам 1870-х - 1880-х г.г. характерно более высокое мастерство в композиции и технике литографирования. Техника печати и особенности бумаги не вызывают сомнений в подлинности представленного листа.

Литографская мастерская в Троице-Сергиевой лавре существовала с 1843 по 1910 г. Она вскоре стала самостоятельным заведением монастыря и приносила ему неплохую прибыль. Наиболее продуктивно она работала в 1850-е - 1870-е г.г. Наследие этой литографии - интересное явление в художественной жизни обители. В штат входили печатники и их помощники, «кардонщики», готовившие предварительные рисунки, «иллюминовщики» для раскрашивания литографий акварелью, к чему привлекались ученики и иконописцы живописной мастерской. Художников и мастеров для литографской мастерской готовили из детей служащих монастырских предприятий. Их мастерство достигло расцвета к 1870-м г.г. Одним из важных направлений деятельности литографии было создание видов знаменитых монастырей. Всего за время работы мастерской было выпущено 112 изданий монастырских видов. Они особенно активно издавались в 1870-х - начале 1880-х г.г. Издания Троицкой литографской мастерской имели свое «лицо» благодаря своеобразной художественной форме и манере гравирования, которые выделяют эти литографии из огромного числа печатной продукции XIX века.