|
Время: Журнал литературный и политический, издаваемый под редакцией М.Достоевскаго. №№ 10-12. Пб., в типографии Эдуарда Праца, 1862. 23 х 15 см. Тираж ок. 4300 экз. В одном полукожаном переплете эпохи. Хорошая сохранность. На титульном листе дореволюционная печать Фундаментальной библиотеки Нижегородского Городского 4-х класс. Училища. Прижизненная публикация двух произведений Ф.М.Достоевского, трех произведений публициста и философа Н.Страхова, работ по актуальным проблемам эпохи Великих реформ. Издание имеет историческую ценность. Редкость.
№ 10. Октябрь. [2], 12, 5-364, 216 с.
№ 11. Ноябрь. [2], 5-354, 212 с.
№ 12. Декабрь. [2], 5-392, 154, [6] с.
Журнал «Время» стал одним из первых российских периодических изданий капиталистической эпохи, начав выходить в 1861 г. на старте Великих реформ. Его создателем был писатель и переводчик Михаил Михайлович Достоевский (1820-1864). Его младший брат Федор Михайлович заведовал в журнале художественным и критическим отделами. Костяк редакционного совета также представляли поэт и основной идеолог почвенничества Аполлон Григорьев, математик и философ Николай Страхов.
Журнал стал главным печатным органом русских почвенников и славянофилов. Он удовлетворял интересы умеренных либералов, стоявших за основные свободы личности, право частной собственности, самобытность культуры России, ценность национальных духовных традиций и допетровской русской истории, собственный цивилизационный путь. Свою аудиторию издатели видели в широких массах горожан третьего сословия - купцах и мещанах, а также в небогатом дворянстве, формировавшем вместе с разночинцами костяк интеллигенции. Литературным героем становится слабый, угнетенный человек, разрываемый внутренними конфликтами под прессом внешних угроз. Журнал «Время» занял свою собственную нишу, выражая идеологические позиции, отличные от революционно-демократического «Современника» и западнического «Русского вестника». Литературные предпочтения редакции проявились в культе А.Островского и А.Пушкина. Журнал быстро приобрел популярность и верных подписчиков. Он соперничал с лучшими периодическими изданиями, уступая в тираже только «Современнику» Н.А.Некрасова (7 000 подписчиков) и «Русскому вестнику» М.Н.Каткова (5 700 подписчиков).
В журнале публиковались произведения многих выдающихся русских писателей: А.Н.Островского, Н.А.Некрасова, Н.Г.Помяловского, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Ф.Н.Берга и др. Ф.М.Достоевский напечатал здесь впервые роман «Униженные и оскорбленные». Росту популярности издания способствовал также выход в нем полного текста «Записок из Мертвого дома».
В представленных последних трех номерах за 1862 г. особого внимания заслуживает первое прижизненное издание главы «Записок из Мертвого дома» Ф.М.Достоевского (№ 12) и его же рассказа «Скверный анекдот» (№ 11). В номерах публикуются части романа В.Гюго «Собор парижской Богоматери» в русском переводе.
Большой интерес представляет большой историко-этнографический материал А.Щапова «Земство и раскол. Бегуны», посвященный одному из наиболее радикальных направлений старообрядчества, реагировавшего на «мир антихриста» с помощью бегства и неприятия. В ряде статей А.Григорьева рассматривается специфика литературы и мировоззрения М.Ю.Лермонтова и их влияние на развитие русской литературы.
В №№ 10 и 12 находятся статьи Н.Страхова (подписанные псевдонимом Н.Косица) «Тяжелое время» и «Нечто об авторитетах». Первая посвящена критике упрощенного рационального взгляда на мир и утверждению сложной психологической природы человека - существа иррационального, обманывающего и запутывающего себя самого с помощью разума и строгой логики. Вернуться на верную дорогу ему помогает сердце. В этой связи веру в Бога невозможно рассматривать как антинаучное заблуждение. Фактически, статья является програмной для русских почвенников, группировавшихся вокруг братьев Достоевских. Вторая работа посвящена разбору статьи одного автора о благотворительности и анализу в связи с этим взглядов Дж.С.Милля. В очерке «Дурные признаки» Н.Страхов размышляет о последствиях открытия Ч.Дарвином процесса эволюции видов и современной социокультурной ситуации, в которой одни ощущали современность как упадок, другие верили в движение человека к сверхчеловеческому идеалу. Николай Николаевич Страхов был блестяще образованным ученым, в конце жизни он получил звание члена-корреспондента Петербургской Академии наук. Но в связи с господством марксизма в ХХ веке его научно-философские и общественные идеи, намного опередившие свое время, остались в значительной степени не понятыми и недооцененными до сих пор.
Актуальные процессы в пореформенной России отражали разделы «Наши домашние дела (современные заметки)» и «Современное обозрение». Здесь обсуждались проблемы реформ, строительства железных дорог, развития экономики и международной торговли зерновыми, делопроизводства, мировых судов, распространения грамотности и т.д. Ряд публикаций был посвящен внутренней и внешней политике. Представлены критические обзоры наиболее интересных выходивших в то время книг, библиография, освещалась работа русского театра.
Журнал был закрыт в апреле 1863 г. после выхода № 4. Его запретили после напечатания статьи Н.Н.Страхова «Роковой вопрос», в которой писатель размышлял о положении поляков в Российской империи, реагируя на начало Польского восстания. Вскоре М.М.Достоевский запустил новое издание с тем же направлением - журнал «Эпоха».