|
Départ de L.L.M.M.Impériales de Moscou. Pl. 14. Lithographié par Courtin. Fig. par V.Adam. Paris: Lith. de Engelmann, [1828]. - Выезд Их Императорских Величеств из Москвы. Л. 14. Литографировал Л.Куртен, фигуры резал В.Адам. Париж, [1828]. Литография в раме и паспарту. Размеры оттиска: 35,5 х 53 см. Размеры в раме: 66,6 х 81,7 см. Отличная сохранность. Гравюра имеет художественную и историческую ценность, представляет интерес для музеев. Редкость.
Библиография: Верещагин В.А. Русские иллюстрированные издания - №618; Антикварная книжная торговля Шибанова П.П. Ценные и редкие книги. Каталог №106, Москва, 1901, №93; Каталог большей частью редких и замечательных русских книг В.Г. Готье. М., 1891, №№9801-10300. Прибавление: №XVIII.
Литография является последним листом из роскошного альбома, выпущенного в память коронационных торжеств российского императора Николая I и его супруги: «Graf H. Vues des ceremonies les plus interessantes du Couronnement de Leurs Majestes Imperiales L’Empereur Nicolas I et L’Imperatrice Alexandra, a Moscou» (Paris, 1828) - «Граф А. Виды самых интересных церемоний Коронации Императора Николая I и Императрицы Александры в Москве» (Париж, 1828).
Литографии к альбому были отпечатаны в мастерской Готфрида Энгельмана, распространивший технику литографии во Франции и изобретшего более сложную технику хромолитографии. А сам альбом издавался знаменитым издательским домом «королевского типографа» Фирмена Дидо по подписке. Поэтому альбом представляет собой достаточно ранний образец европейской литографии. Новый вид тиражной графики только вошел в моду и стал популярен среди европейских королевских дворов.
Составитель издания Анри Граф подобрал лучших французских художников для создания зарисовок с натуры во время коронации и решил организационные вопросы работ, что было совсем не просто. Наибольшая трудность заключалась в том, что композиции картин церемонии требовали почти одновременной фиксации огромного количества моментальных деталей массового действа, в котором участвовали многие тысячи людей. И это требовало высокоорганизованной, скоординированной работы десятков художников. Литографировали эти рисунки наиболее искусные французские мастера Луи Куртен (L.Courtin; 1769-1850) и Виктор Адам (J.-V. V.Adam; 1801-1865), подготовленные Г.Энгельманом.
Альбом распространялся по подписке. В полных экземплярах имеется лист, представляющий алфавитный список лиц, внесших деньги на это издание. Список состоит из 187 фамилий. В их числе члены российской императорской семьи и королевских родов Европы, представители аристократии, наиболее успешные российские и зарубежные книготорговцы. После выхода экземпляры коронационного альбома были торжественно подарены монархам Германии, Франции и Англии, присутствовавшим на церемонии. Уже к концу XIX века издание стало библиографической редкостью.
На литографии запечатлен отъезд императорского кортежа с Красной площади через Иверские ворота Китай-Города после торжественной церемонии коронования. Огромное количество народа, провожающего нового императора, и эмоциональный подъем, с которым люди реагируют на появление монаршей четы, - очевидно, основной и наиболее сложно выразимый мотив сцены. Император и императрица едут в открытой карете, император прикладывает руку к козырьку фуражки, приветствуя своих подданных. Среди провожающих - и крестьяне, и простые горожане, и дворяне, и духовенство, и высшие армейские чины. В этот момент, по свидетельствам ряда современников, возникло особое ощущение народного единения.
Коронация императора Николая I и его супруги императрицы Александры Федоровны состоялась 3 сентября 1826 года в Успенском соборе Московского Кремля. Российские коронационные торжества отличались особой торжественностью и не характерным для Европы набором церковных ритуалов, среди которых центральное место занимало таинство миропомазания. В ходе него царь наделялся особой божественной силой, а власть его получала высшее признание легитимности.
Обстоятельства коронации Николая I были особыми. Восхождению его на трон предшествовала неразбериха с наследованием трона: отречения, взаимные присяги, наконец, восстание гвардейских полков и длительное его расследование. Ситуация потрясла основы самодержавия в России. 14 декабря 1825 г. Николай Павлович понимал, что либо взойдет на престол, либо погибнет.
После окончания церемонии новый легитимный монарх, взойдя на верхнюю ступень Красного крыльца, первым из российских императоров повернулся лицом к народу, наполнявшему соборную площадь и «троекратным наклонением головы приветствовал своих верноподданных». Это не входило в протокол церемонии, и было воспринято людьми с особым воодушевлением, порождая новые ожидания и надежды, прилив надежды и верности. Обращение власти лицом к народу было закономерным результатом победы в Отечественной войне 1812 г. и последовавших за этим событий.