Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Явь: Стихи. В сборнике: А.Белый, Г.Владычина, С.Есенин, Р.Ивнев, В.Каменский, А.Мариенгоф, А.Оленин, П.Орешин, Б.Пастернак, С.Рексин, С.Спасский, И.Старцев, В.Шершеневич. М., 1919. Первый альманах имажинистов. Обложка А.Лентулова. Отличная сохранность.

Автор: А.Белый, Г.Владычина, С.Есенин, Р.Ивнев, В.Каменский, А.Мариенгоф, А.Оленин, П.Орешин, Б.Пастернак, С.Рексин, С.Спасский, И.Старцев, В.Шершеневич
Год издания: 1919


Явь: Стихи. В сборнике: Андрей Белый, Галина Владычина, Сергей Есенин, Рюрик Ивнев, Василий Каменский, Анатолий Мариенгоф, А.Оленин, П.Орешин, Борис Пастернак, С.Рексин, С.Спасский, И.Старцев, В.Шершеневич. [М.], Вторая Государственная типография, 1919. 69 с. 26,3 х 17,4 см. Первый альманах имажинистов. В иллюстрированной издательской обложке по рисунку А.Лентулова и в современном художественном футляре. Отличная сохранность. На титульном листе владельческий штамп: «Библиотека Николая Васильевича Здобнова».

Библиография: Розанов, № 5135.

Николай Васильевич Здобнов (1888-1942) - выдающийся советский библиограф, автор «Истории русской библиографии», краевед Урала, Сибири и Дальнего Востока, член Центрального Бюро краеведения при Академии наук, активный деятель партии эсеров.

Сборник «Явь» - первый альманах, изданный группой имажинистов, открыл путь к громкой, хотя и скандальной славе этого объединения поэтов. Акции имажинистов часто выходили за пределы общественных норм поведения: строчками из собственных богоборческих стихов ими были расписаны стены Страстного монастыря, под покровом ночи переименованы некоторые московские улицы (звание «Есенинской», например, досталось Тверской). Настоящий сборник не стал исключением. В нем появились стихи и тех поэтов, которые никогда прямо не примыкали к имажинистам - Б.Пастернака, А.Белого.

Сборник «Явь» стал личным триумфом А.Мариенгофа. По количеству стихов он значительно обошел даже С.Есенина. Впрочем, это было нетрудно: А.Мариенгоф лично руководил редактурой и печатью. В 1919 г. он стал восходящей звездой русской поэзии, о нем заговорили. С рецензией отозвался И.Бунин, В.Ленин, вышло несколько статей в «Правде», однако самым значительным откликом стала книга «Имажинизм и его образоносцы» критика В.Л.Львова-Рогачевского. Большая часть рецензентов была возмущена степенью свободы и кровавыми образами, с которыми авторы ассоциировали революцию.

Выход альманаха в условиях чрезвычайного бумажного дефицита стал возможен благодаря многочисленным связям имажинистов. Р.Ивнев, один из авторов, был секретарем наркома просвещения А.Луначарского, состоял во Всероссийской коллегии по организации РККА, публиковал в «Известиях ВЦИК» политические статьи, призывавшие интеллигенцию работать на новую власть. Кроме того, среди близких знакомых А.Мариенгофа и С.Есенина были видный эсер Я.Блюмкин, а также Л.Каменев и Л.Троцкий. Сам факт публикации поэтического сборника вызвал большой шум. К.С.Еремеев, заведующий издательством ВЦИК, получил выговор за то, что в условиях критической нехватки бумаги позволил издать сборник стихов вместо учебников или агиток.

Спонсором первого сборника «Явь», как и самого издательства имажинистов, был таинственный «живой меценат эпохи военного коммунизма» - некто Моисей. Его имени А.Мариенгоф не называл, но заметил, что «их фамилия имела всяческие заводы под Москвой, под Саратовом, под Нижним и во всех этих городах домищи, дома и домики». Помимо денег, он предоставил С.Есенину и А.Мариенгофу комнату в своем доме, где были мягкие матрацы, простыни тонкого полотна и пуховые одеяла. Между тем с ноября 1917 г. действовал ленинский декрет о реквизиции «излишков» денег, продуктов, одежды и белья, но на мецената он, видимо, не распространялся.

Сборник был полностью посвящен революции. Поэтика опубликованных в нем стихов была пронизана богоборческими мотивами, темами насилия, революционного мщения. Имажинисты стремились повторить скандальный успех, когда-то сопровождавшийся появлением русского кубофутуризма. Их дерзости носили откровенно театральный характер. Среда юных поэтов в последовавших критических статьях представлялась как перманентная богемная оргия, несущая явно разрушительный характер для всех ее участников, в особенности для С.Есенина. Однако деятельность группы во многом доказала свою состоятельность и серьезные намерения даже в условиях голодных лет Военного коммунизма. «Ассоциация вольнодумцев», объединившая четырех авторов «Яви» (В.Шершеневича, С.Есенина, А.Мариенгофа и Р.Ивнева), имела выдающийся коммерческий успех, основала типографию, издательство, книжный магазин, кинотеатр, одно периодическое издание и подумывало о выпуске второго.

Яркая красная обложка революционного альманаха была выполнена по рисунку художника Аристарха Лентулова (1882-1943), одного из родоначальников русского авангарда. Творчество А.Лентулова невозможно отнести к одному жанру. Его произведения разных периодов относятся к футуризму, кубизму, символизму и постмодерну. На него также повлияли фовизм, импрессионизм и дадаизм. Поздние картины А.Лентулова тяготеют к реализму. Особенно часто художник использовал «взрыв красок» - сочетание мазков десятков разных оттенков, на первый взгляд, не сочетаемых друг с другом.