Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Юрьев Б.Н., проф. Исследование летных свойств геликоптеров. М., 1939. Тираж 750 экз. В издательском переплете и в современном футляре. Очень хорошая сохранность. Редкость. Первая в отечественной литературе работа по проек­тировочному расчету вертолета.

Автор: Юрьев Б.Н., проф.
Год издания: 1939


Юрьев Б.Н., проф. Исследование летных свойств геликоптеров. / Труды Военной воздушной ордена Ленина Академии РККА имени Жуковского, вып. № 49. М., издание Академии, 1939. 76, [4] с., с илл.; 1 л. черт. 24 х 17 см. Тираж 750 экз. В картонажном издательском переплете и в современном художественном футляре. На передней крышке владельческая надпись. Очень хорошая сохранность. Редкость. Первая в отечественной литературе работа по проек­тировочному расчету вертолета.

Борис Николаевич Юрьев (1889-1957) - русский и советский ученый-авиатор, действительный член Академии наук СССР (1943), генерал-лейтенант инженерно-технической службы (1944). Ученик и зять Н.Е.Жуковского. Основоположник отечественного вертолетостроения.

Б.Н.Юрьев родился в г. Смоленске. С 1907 г. учился в Московском техническом училище, где стал активным членом воздухоплавательного кружка Н.Е.Жуковского. В 1910-1911 г.г. Б.Н.Юрьев совместно с Г.Х.Сабининым развил теорию воздушного винта, в которой вызванное винтом течение впервые было связано с геометрией лопасти; вывел формулы для вычисления относительных скоростей около лопасти винта при конечном числе лопастей, уточнив вихревую теорию винта Н.Е.Жуковского; разрабатывал вопросы индуктивного сопротивления крыльев. В 1912 г. построил модель геликоптера одновинтовой схемы в натуральную величину, демонстрировавшуюся в Москве на 2-й Международной выставке по воздухоплаванию и удостоенную золотой медали.

С началом Первой мировой войны Б.Н.Юрьев служил в эскадрилье тяжелых самолетов «Илья Муромец». В 1915 г. попал в плен. В 1918 г. вернулся в Россию, в 1919 г. начал преподавать в только что основанном Московском авиатехникуме, затем - в техническом училище, а с 1920 г. - в созданной Н.Е.Жуковским Военно-воздушной академии. Участвовал в организации Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) и Московского авиационного института им. С.Орджоникидзе. Созданием Б.Н.Юрьевым в 1930 г. первого экспериментального вертолета ЦАГИ-ЭА-1 было положено начало развитию отечественного вертолетостроения. В 1940 г. он был удостоен звания Заслуженного деятеля науки РСФСР.

Во время Великой Отечественной войны вместе с Военно-воздушной академией Б.Н.Юрьев был эвакуирован в Свердловск, занимался разработкой и строительством аэродинамической лаборатории, научными разработками для нужд обороны. В 1941 г. совместно с И.П.Братухиным сконструировал 2-винтовой вертолет «Омега», который впервые был показан на воздушном параде в Тушино в 1946 г. В 1942-1949 г.г. Б.Н.Юрьев занимал должность заместителя начальника Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского. В 1944-1950 г.г. был председателем Комиссии по истории техники АН СССР, с 1950 г. - заведующим лабораторией прикладной аэродинамики в институте механики АН СССР.

За свою жизнь Б.Н.Юрьевым было подано свыше 40 заявок на изобретения, получено 11 патентов, 2 авторских и 2 охранных свидетельства. Среди его изобретений - ручка управления одновременно несколькими двигателями многовинтового вертолета, привязной геликоптер с реактивным винтом, реактивный винт, новая схема самолета-вертолета и др. Награжден двумя орденами Ленина, орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды. Лауреат двух Сталинских премий - за научный труд: «Руководство для конструкторов» (1943) и за создание нового типа самолета-геликоптера (1946).

Одной из важнейших проблем, интересовавших ученого, было сравнение продольной и поперечной схем вертолетов. Он одним из первых в мире обратил внимание на плохие условия работы несущих вин­тов при их продольном расположении. Итоги теоретических и экспери­ментальных исследований ученый подвел в статье «Исследование летных свойств геликоптеров». В ней проанализированы результаты испыта­ний несущих винтов разных типов, дан метод аэродинамического расчета вертолетов в различных режимах полета, рассмотрено взаимное влияние различно расположенных несущих винтов, приводится баланс мощностей для трансмиссий вертолетов разных схем, формулы весового расчета трансмиссии, винтов и фюзеляжа. Статья «Исследование летных свойств геликоптеров» была первой в отечественной литературе работой по проек­тировочному расчету вертолета и долгое время служила основным посо­бием для советских вертолетостроителей.