Ювачев И.П. Паломничество в Палестину к Гробу Господню: Очерки путешествия в Константинополь, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет и Грецию. Спб., 1904. В современном полукожаном переплете. Хорошая сохранность.
Автор: Ювачев И.П.
Год издания: 1904
Ювачев И.П. Паломничество в Палестину к Гробу Господню: Очерки путешествия в Константинополь, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет и Грецию. С 126-ю иллюстрациями. Спб., типография Спб. акц. общ. печ. и писчеб. дела в России "Слово", 1904. XV, 365, [2] с., с илл. 24,7 х 17,4 см. Книга впоследствии не переиздавалась. В современном полукожаном переплете. Хорошая сохранность.
Библиография: Международная книга, 55-2988.
В 1904 г. И.П.Ювачев совершил двухмесячное путешествие на Ближний Восток и по Святой Земле. Автор живописал практически все места поклонения русских паломников в Палестине. Стремясь не повторять общеизвестных по другим описаниям сведений, он передал собственные впечатления от увиденного и услышанного. В этом рассказе всплывают образы замечательных людей, встреченных в ходе путешествия. Повествуя о тех или иных местах Святой Земли, И.П.Ювачев напоминает о событиях, связанных с этими местами, сообщаемых в Библии. Текст Библии оживает в новых условиях начала ХХ в., преломленный в сознании думающего человека, бывшего революционера и каторжанина, радикально пересмотревшего свои взгляды. И этот текст по-прежнему актуален. Он будит чувства и мысли, сопоставление его с живым историческим пространством позволяет лучше понять ветхозаветные реалии и авторов, отразивших их.
На корабле, перевозившем русских паломников, находились и иудеи, и старообрядцы, и представители других конфессий. Пассажиры разных исповеданий вели свое богослужение и, так или иначе, контактировали друг с другом. Этим контактам, а также связям русских с представителями различных народов Палестины уделяет внимание автор. Описаны города Триполи, Бейрут, Яффа, Иерусалим и его окрестности, Хайфа, Назарет. Автор побывал на горе Фавор, на берегах Генисаретского озера (озера Кинерет), где проповедовал Христос. И.П.Ювачев посетил города Галилеи, Вифлеем и другие места, связанные с библейской и новозаветной историей, христианские церкви и монастыри.
Рассказывается о праздновании Благовещения и Пасхи в Иерусалиме, о сошествии благодатного огня. Автор повествует о русских школах на Ближнем Востоке, об актуальных проблемах жизни современной ему Палестины. Он освещает отношения различных христианских конфессий между собой, жизнь разных народов в Святой Земле (греков, грузин, русских и т.д.), в том числе положение и уровень жизни арабов, организацию Православным Палестинским обществом быта паломников. Отдельный интерес вызывает у путешественника еврейский народ, к истории и современному состоянию которого на Святой Земле он постоянно обращается. Вместе с проводниками И.П.Ювачев исследует еврейские кварталы, общается с выходцами из России, решившими по обычаю предков умереть в Святой Земле. Рассказывается об археологических раскопках на Ближнем Востоке и об изучении его истории. Издание богато иллюстрировано репродукциями с фотографий из богатого собрания Православного Палестинского общества.
Иван Павлович Ювачев (псевдоним: Миролюбов; 1860-1940) - морской офицер, инженер, сын придворного полотера, проживавшего в Аничковом дворце, отец выдающегося писателя, одного из столпов русского авангарда, Даниила Хармса. В молодости Иван Павлович был революционером, членом «Народной Воли», готовился совершить покушение на царя. Он проходил по процессу 14-ти вместе с В.Н.Фигнер. Был обвинен в организации революционного кружка среди офицеров и приговорен к смертной казни, замененной 15 годами каторги. В 1883-1887 г.г. отбывал заключение в Петропавловской и Шлиссельбургской крепостях в одиночной камере, где резко изменил свои политические и религиозные взгляды. Здесь он много времени уделял наукам и древним языкам (в том числе выучил библейский иврит для чтения Священного Писания в оригинале), написал собственные толкования на библейские тексты, стал мистиком. В тюрьме И.П.Ювачев много общался с известным в будущем писателем Н.Морозовым, одним из лидеров народничества. Их объединял интерес к Библии, Евангелию и астрономии. Политические взгляды И.П.Ювачева за годы тюрьмы изменились в сторону непротивления злу в духе толстовства, личным девизом его становится: «Мир и Любовь», что объясняет его литературный псевдоним. С 1887 по 1895 г.г. Иван Павлович провел в ссылке на Сахалине. Свою жизнь там он описал в книге «Восемь лет на Сахалине», где рассказал о жестоких условиях жизни заключенных. Эта книга была среди первых работ, посвященных острову-тюрьме. Здесь И.П.Ювачев заведовал метеостанцией, составил морскую карту западного берега острова, лоцию Татарского пролива, служил капитаном парохода. После окончания ссылки совершил кругосветное путешествие. По возвращении в Россию И.П.Ювачев сделался членом официального тюремного комитета в Петербурге и заведовал «убежищем св. Магдалины», в котором помогали вернуться к нормальной жизни женщинам, прошедшим тюрьмы. В ходе своего заключения и перемен в мировоззрении И.П.Ювачев стал духовным проповедником и писателем; освободившись, участвовал в географических экспедициях.