Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Житие преподобного Евфросина Псковского чудотворца. М., 1913. Первое издание, не переиздавалось. Напечатано на церковнославянском языке кириллическим шрифтом на бумаге верже. В цельнокожаном переплете. Очень хорошая сохранность. Редкость.

Автор: Без автора.
Год издания: 1913


Житие преподобнаго Евфросина Псковскаго чудотворца. М., Христианская типография при Преображенском богаделенном доме, 1913/14 (7421). [1], 180 л. 22,3 х 17,5 см. Первое издание, не переиздавалось. Напечатано на церковнославянском языке кириллическим шрифтом на бумаге верже. В цельнокожаном переплете со сплошным блинтовым тиснением в стиле изданий Московского печатного двора середины XVII в. Застежки с растительным орнаментом и спеньки желтого металла. Очень хорошая сохранность. Редкость.

Преподобный Евфросин (в миру Елеазар; 1386-1481; память - 15 (28) мая) был основателем Елеазарова Трехсвятительского монастыря под Псковом на р. Толбе, освященного во имя свв. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Прп. Евфросин был составителем древнейшего именного русского общежительного иноческого устава и завещания, поборником нестяжательства и отказа от индивидуальной собственности для монахов. Поэтому святого рассматривают как предшественника Нила Сорского. В своем уставе он регламентировал преимущественно внутреннюю духовную жизнь монахов, утверждал независимость монастыря и монастырского распорядка от воли каких-либо иерархов, собственников или властей. Только это могло надежно сохранить монашеское общежитие от внешних вмешательств. Монастырь прославился рядом выдающихся подвижников. В конце XV-XVI в.в. Елеазаров монастырь в противоположность Псково-Печерскому стал в псковских землях духовным центром объединения русских земель вокруг Москвы. Отсюда был выходцем старец Филофей, автор историософских идей о Москве - Третьем Риме и вселенской ответственности Руси за Православие. Монастырь являлся важным центром средневековой книжности. После 1917 г. обитель была разорена и вскоре закрыта. Восстановление ее началось в 1990-е гг.

Житие преподобного Евфросина было ключевым источником для староверов в спорах с никонианами о сугубой и трегубой аллилуйи. Это были давние разногласия в рамках русской православной церкви о том, сколько раз подряд нужно петь «аллилуйя» во время богослужения. Евфросин придерживался традиции двукратного повторения, то есть: «аллилуйя, аллилуйя, Слава тебе Боже», за эту же традицию стояли противники Никоновских реформ и современные старообрядцы. Традиция эта была осмыслена догматически как восславление каждой из ипостасей Троицы и божественно-человеческой природы Христа.

Спор этот велся с конца XIV века между разными группами духовенства в псковском княжестве. А в конце XV - первой половине XVI вв. он принял более широкий общероссийский характер. Особенно страсти накалились после Никоновской реформы, одним из пунктов которой было обязательное установление по греческому образцу трегубой аллилуйи в церковной богослужебной практике. Большой Московский собор 1666-1667 г.г. закрепил эту реформу, а Житие прп Евфросина, которое было направлено на теоретическое обоснование сугубой или двоичной аллилуйи, было запрещено к изданию и чтению. Старообрядцы впервые в 1913 г. издали этот текст в полном составе по одному из древнейших списков.

Житие преподобного Евфросина в 1547 г. приобрело ту форму, в которой оно опубликовано старообрядцами-федосеевцами в типографии Преображенского богадельного дома. Эту редакцию жития составил по воле монахов Трехсвятительского Елиазарова монастыря священник Василий (Варлаам) перед процедурой канонизации святого, прошедшей, видимо, на соборе 1549 г. и закрепленной решениями Стоглавого собора в 1551 г. Прп. Евфросин был прославлен как общерусский святой. Василий в своей редакции привел житие в соответствие с житийным каноном. Древнейшая рукопись этой редакции дошла до нас с середины XVI в.

Редакция 1547 г. существенно отличалась от первоначальной, написанной, как предполагают, до 1510 г. Эта первоначальная редакция являлась не столько Житием, сколько трактатом в защиту двоения аллилуйи. Исследователи предпочитают называть его «Повестью о сугубой аллилуйи». Священник Василий переделал и дополнил этот первоначальный текст. Он предварил житие вступлением; написал главу «О рождении блаженного отрока», в которой рассказывается о детстве и обучении святого и об основании им пустыни рядом с Толвой; добавил к основному тексту рассказы «О умножении брашен» и «О умножении рыб», рассказывающие о помощи божественного провидения монастырю, и повествование об учениках прп. Евфросина. К четырем первоначально существовавшим чудесам были добавлены еще пятнадцать. Новая редакция завершалась Похвальным словом святому. Одно из ключевых содержательных расхождений обеих редакций Жития прп Евфросина - в рассказе о путешествии святого в Константинополь, которое он совершил, чтобы выяснить напрямую у византийского патриарха, как правильно петь аллилуйю. Автор «Повести о сугубой аллилуйи» пишет о том, что Елеазар побывал там в юности. А, согласно редакции священника Василия, Евфросин отправился в Византию после устроения монастыря.

Значение споров о сугубой и трегубой аллилуйи было достаточно велико для истории церкви. Сам возглас «аллилуйа» имеет древнееврейское происхождение и означает призыв священника, ведущего молитву: «восхвалите Йах», и относится к Единому Богу. Он встречается в текстах Торы и в Новом Завете. В древнерусской традиции число аллилуй воспринималось по числу ипостасей Бога и по двойственной природе Христа, которые следовало славить, и споры приняли яростный догматический характер. Кроме того, само слово наделялось таинственной силой и мистическим значением, что, видимо, могло быть связано с исихазмом. Псковское духовенство разделилось: приходские священники пели аллилуйю трижды, монастырские насельники дважды. Евфросин вел по этому поводу жаркие споры со священником Иовом, который в житии назван Иовом-философом. В конце концов Иов настроил против Евфросина и его монастыря все духовенство и паству Пскова. Для выяснения истины Евфросин отправился в Константинополь. Патриарх дал ему благословение петь аллилуйю сугубо, а наиболее авторитетные монахи дали ему заверения в том, что двукратное пение ее полностью канонично. Но четкого ответа о таинственном и глубинном значении Божественной аллилуйи и ее силе он не получил. Споры эти приобрели еще большую актуальность в период борьбы с жидовствующими в конце XV в. Известно, что новгородский митрополит Геннадий интересовался Житием прп. Евфросина в связи с вопросом об аллилуйе.