|
Зноско-Боровский Е.А. Русский театр начала ХХ века. Прага: [Пламя,1925]. [2], IV, 441, [2] c. 16,8 х 11,6 см. Издательство функционировало под общим руководством профессора Е.А.Ляцкого. Содержание вынесено на титул: «Краткий очерк русского театра до ХХ века. - Московский Художественный Театр. - Борьба с натурализмом и реализмом. - Театр и революция. - Заключение». Книга отпечатана на бумаге верже. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Сохранена иллюстрированная издательская обложка. Отличная сохранность. Редкое эмигрантское издание. Книга впоследствии не переиздавалась.
Библиография: Россия вне России: Электронный каталог библиотеки Андрея Савина.
История нового русского театра началась с открытия МХТ в 1898 г. Эпоха модерна породила в русской театральной культуре множество исключительных дарований и неоценимых явлений. Это время отличалось многообразием театральных тенденций. Автор рассказывает о творчестве наиболее знаковых режиссеров того периода - К.Станиславского, В.Мейерхольда, Н.Евреинова, В. и Ф.Комиссаржевских и А.Таирова.
Евгений Александрович Зноско-Боровский дружил со многими театральными деятелями той поры, наблюдал процесс рождения нового искусства изнутри. В это время художники стремились создать индивидуальное лицо национального театра. Черты его проступали в борьбе с реализмом. Родилось несколько новых стратегий: символизм, натурализм, модернизм, камерность, революционно-политический театр. Борьба этих тенденций вознесла русский театр на небывалую высоту и подарила ему всемирное признание.
Е.А.Зноско-Боровский показывает путь русского театра к реализму, а от него - к модерну, выявляя влияние Европы и пути становления самобытности. Они проходили через познание своих характерных национальных черт. Показано взросление русской школы актерской игры и слом ее в начале ХХ века. Так, реалистический театр скоро исчерпал себя, поскольку создаваемые актерами образы превратились в клише, потеряли индивидуальность. Реализм стал фальшивкой.
Выход из сложившейся ситуации В.И.Немирович-Данченко и К.С.Станиславский нашли за столиком ресторана «Славянский Базар». Всю ночь они проговорили о том, каким мог бы стать новый театр. Они встретились на следующий день, чтобы начать его строить. Новорожденная труппа с чистого листа приступила к работе на даче в Пушкино. Половина актеров были молодыми профессионалами, а половина - любителями. Их объединили дружба и мечта о создании чего-то небывалого. За новым театром стояло совсем другое мироощущение.
Евгений Александрович Зноско-Боровский (1884-1954) - писатель и драматург, шахматист и шахматный теоретик. Окончил Александровский лицей и филологический факультет С.-Петербургского университета. В 1904 г. он отправился добровольцем на Русско-японскую войну, был награжден Георгиевским крестом. Вернувшись с Дальнего Востока, он сотрудничал в журнале «Аполлон». Печатал театральные рецензии и хронику литературной жизни. В 1909 г. Е.А.Зноско-Боровский знакомится с В.Э.Мейерхольдом, пишет свою первую пьесу («Крейсер „Алмаз“», 1910). В.Э.Мейерхольдом была поставлена его комедия «Обращенный принц». Е.А.Зноско-Боровский был секундантом Николая Гумилева на дуэли с Максимилианом Волошиным в ноябре 1909 г. Молодой драматург был талантливым шахматистом и единственным из русских мастеров, кто выиграл партию у Х.Р.Капабланки во время его гастролей в России (1913). Творчество Е.А.Зноско-Боровского как шахматного теоретика высоко ценил Владимир Набоков.