Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Максимов С.В. Год на севере.М., 1890. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.

Автор: Максимов С.В.
Год издания: 1890


Максимов С.В. Год на севере. Четвертое дополненное издание. М.: Издание П.К.Прянишникова, 1890. [4], VI, 698 c. 24 x 16,1 см. Книга удостоена Малой золотой медали Русского географического общества. В современном полукожаном переплете. Сохранены издательские обложки. Отличная сохранность.


Книга С.В.Максимова (1831-1901) «Год на Севере» открыла целую эпоху в изучении Русского Севера, стала отправной точкой в развитии интереса к научному исследованию края. Это одна из крупнейших работ по этнографии данного региона в XIX в. Сочинение имеет исключительное значение, как с научной, так и с литературной точки зрения. Яркий стиль писателя, блестящее знание местных диалектных особенностей и исторических источников делают это сочинение выдающимся произведением литературы.

Книга написана по результатам экспедиции С.В.Максимова в 1856 - 1857 гг., организованной Морским министерством для сбора этнографических и исторических сведений о поморах. Писатель обследовал Русский Север преимущественно в районе выходов к морю и вдоль морских побережий. Он отправился в Олонецкий край, затем к Белому морю, добрался до Ледовитого океана и Печоры. Описаны Корелия, Кольский край, старообрядческое Поморье, побережье Северного ледовитого океана, Новая Земля и остров Кулгуев. Большое место в книге уделено морской поездке в Кемь.

Основной задачей исследователя было представить хозяйственную деятельность местного населения: русских поморов, финно-угорских народов (карелов, коми и др.) и саамов. Их образ жизни до тех пор был практически не изучен. Рассказывается о рыбных промыслах в пресных и соленых водоемах, добыче морского (тюленей, нерпы, белухи, моржей) и пушного зверя. Описаны способы охоты в том числе, таежной, в районе Печеры, орудия лова, поверья и приметы, связанные с этим опасным занятием. Дается и точная статистическая информация о хозяйственной деятельности: соляном промысле, ловле жемчуга, мореходном деле, сельскохозяйственных отраслях и т.д. Показано развитие беломорской торговли, в том числе, с Норвегией.

Первый том «Белое море и его побережье» состоит из десяти глав, в которых С.В.Максимов повествует о поездках на Мезень, в Онегу, Неноксу, Колу. Большое значение имеет описание поездки в Соловецкий монастырь и Анзерский скит. Автор приводит важные сведения из истории монастыря, рассказывает о трагических событиях осады и взятия обители во второй половине XVII века, когда иноки отказались принимать реформы патриарха Никона. Эту историю писатель воспроизводит по выдержкам из «Истории об отцах и страдальцах соловецких» Семена Денисова - старообрядческого сочинения, запрещенного в XIX в. цензурой.

Вторая часть объединена заглавием «Поездка на Печору». Сюда, среди прочего, вошли главы об Ижме и Усть-Цильме. Описаны путешествия Максимова по таким исторически значимым местностям, как Пустозерск, Пинега, Кевроль, Сийский монастырь, Холмогоры.

Автор дает немало ценной информации о староверах. Они издавна селились в этих северных краях и создали целую «ойкумену», особый мир старообрядческой культуры. Представлена не только бытовая сторона их жизни, но и вера, сюжеты из истории поморских согласий. С.В.Максимов детально описывает состояние поморского старообрядчества в середине XIX в., их обычаи и нравы. Бытовые наблюдения за старообрядцами высвечивают их культуру, глубоко уходящую в века. Максимов стал едва ли не первым полевым исследователем староверия, умевшим расположить к себе собеседника. Он относился к старообрядцам с уважением, видел их огромную культурную роль, благодаря чему добивался от поморских книжников, известных своей скрытностью, достаточно откровенных разговоров на темы, связанные с духовной традицией, и того, что они показывали ему рукописные и старопечатные книги, которые тщательно скрывали от чужих глаз. Показывали ему и книги, выполненные на бересте, являвшиеся своеобразными семейными летописями и «записными книжками» для наиболее начитанных староверов.

В своем сочинении писатель стремится передать прямую речь поморов, их голос, сильный и самобытный, полный особенных, своих словечек, присказок, богатый народной философией, освещающий потаенные закоулки души, отражающий лихие изгибы вольной мысли. В результате у читателя возникает ощущение, что это он сам провел год на Севере и это перед его глазами проходит суровая жизнь края и сотни людей с их мироощущением и мыслями. Книга наполнена тонкими психологическими наблюдениями над характером поморов.

Библиография: Международная книга. 15: 230–234; 43: 297-298; 67: 306-307.