Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Макарий, архиеп. Харьковский. История христианства в России до равноапостольнаго князя Владимира, как введение в Историю Русской церкви. Спб., 1868. В полукожаном переплете эпохи. Хорошая сохранность.

Автор: Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский.
Год издания: 1868


Макарий, архиеп. Харьковский. История христианства в России до равноапостольнаго князя Владимира, как введение в Историю Русской церкви. Второе, исправленное издание. Спб., типография Юлия Андр. Бокрама, 1868. [4], VI, 335, [2] с. 22,8 х 14,2 см. В полукожаном переплете эпохи. Хорошая сохранность.

Книга является первым крупным исследованием будущего Московского митрополита Макария в области истории христианства. Впервые книга вышла в 1846 г. Макарий написал это сочинение как введение в историю Русской православной церкви, чтобы показать, что зерна христианства, полученные с крещением Руси Владимиром, проросли и дали плоды уже на подготовленной почве. 

Автор исследует на материале греческих и латинских источников легенду об апостоле Андрее Первозванном, учившем христианству народы Причерноморья. Профессор Макарий искал свидетельства в подтверждение легенды о том, что апостол поднялся по Днепру до Новгорода, благословил место, на котором позднее возник Киев, а в Рим проследовал по суше - через территории современной Польши, Карпат и Паннонии. 

Как один из самых ранних центров христианской проповеди, в котором бывал апостол, Макарий упоминает Херсонес Таврический. Свидетельства о наличии в Херсонесе двух тысяч христиан историк находит у св. Климента, папы римского. Исследователь обнаруживает в источниках имена скифских святых и другие свидетельства раннего проникновения христианства в регион. Он рассматривает сведения о Скифской, Херсонской, Готской и Босфорской епархиях на территории Крыма, ищет следы христианства на Северном Кавказе, в частности, на территории Алании (современной Кабарды), в Армении, Грузии, Абхазии, говорит об их подчинении Византии. В разных народах, населявших территории Причерноморья от Дуная до Дона в I тысячелетии н. э., проф. Макарий склонен видеть славян или их предков, например, в гетах, антах, частично - в скифах. Исследователь привлекает большой круг письменных источников, относящихся к этому времени.

Более четкие сведения о христианстве у восточных славян имеются за период с 852 по 988 г.г. Профессор Макарий изучает историю перевода св. Писания и богослужебных книг на славянский язык свв. Кириллом и Мефодием, исследует их миссию, анализирует обстоятельства и последствия распространения славянской грамоты. Показан начальный этап христианства в Русском государстве, в том числе сюжеты о крещении руссов при Аскольде и Дире, обращение в христианство княгини Ольги и состояние христианской проповеди при ней, принятие учения Христа св. князем Владимиром. Благодаря широкому привлечению исторических источников и научной методологии проф. Макарий уже в этом, одном из первых своих сочинений ставит изучение русской церковной истории на новый научный уровень.

Макарий (Михаил Петрович Булгаков; 1816-1882) митрополит Московский и Коломенский (1879), выдающийся богослов и историк церкви, академик Академии наук (1854), член Святейшего Синода. Почетный член Императорского Археологического общества и Санкт-Петербургской духовной академии.

Будущий иерарх происходил из бедной семьи приходского священника, в семь лет остался без отца. В 1841 г. он окончил Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия. Доктор богословия (1847). С 1842 г. руководил кафедрой догматического богословия в Санкт-Петербургской духовной академии. В 1844-1857 г.г. - ординарный профессор догматического богословия Академии; также преподавал историю русской церкви и историю раскола. В 1851-1857 г.г. был ректором Санкт-Петербургской духовной академии, редактировал журнала «Христианское чтение». Проф. Макарий руководил созданием при Академии специального отделения по борьбе сс старообрядцами.

В 1859 г. архимандрит Макарий был рукоположен в сан епископа Харьковского и Ахтырского. 8 1862 г. возведен в сан архиепископа. В Харьковской епархии по его инициативе была создана церковная библиотека, которой могли пользоваться и светские лица. Число народных училищ в епархии за время его управления увеличилось в четыре раза - до 405. На Литовской кафедре в период, когда ей руководил архиепископ Макарий, были построены, отремонтированы и освящены 293 церкви. В качестве Московского митрополита Макарий проявил себя сторонником наведения порядка в церковном хозяйстве и усиления проповеднической деятельности духовенства.

В 1860-х г.г. архиепископ Макарий принимал участие в работах по реформе духовной школы и горячо отстаивал необходимость предоставления ей свободного развития в соответствии с требованиями времени. Он был активным сторонником принятия либерального академического устава 1869 г., получившего неофициальное название «Макарьевский устав».

Наибольшую известность митрополит Макарий получил как ученый, автор капитальных трудов в области богословия и истории. Его главное историческое сочинение «История Русской Церкви» в 12 томах было издано в 1883 г. Из его богословских работ наиболее известны «Православно-догматическое богословие» и «Введение в православное богословие».

Архиепископ Макарий жертвовал большие личные средства на благотворительность в области духовного образования и науки. Самый значительный вклад в это он внес в 1867 г. Все деньги, которые историк получал от своих сочинений, он хранил до тех пор, пока не собрал сумму в 120 тыс. рублей. Деньги он положил навечно в банк и завещал после своей смерти на проценты с этой суммы учредить ежегодные премии талантливым исследователям. Премия присуждалась с 1884 по 1917 г.г. Революция 1917 г. прервала эту традицию, а накопленные средства бесследно исчезли. В 1995 г. по инициативе Святейшего Патриарха Московского и вся Руси Алексия II Фонд по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) был возрожден.