Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Новицкий А. История русскаго искусства с древнейших времен. В двух томах. М., 1903. В двух полукожаных переплетах эпохи. Отличная сохранность.

Автор: Новицкий А.
Год издания: 1903


Новицкий А. История русскаго искусства с древнейших времен. В двух томах, со множеством снимков в тексте и на отдельных листах, исполненных фотогравюрою, гравюрою на дереве и хромолитографиею. М., издание В.Н.Линд, 1903. 28,2 х 19 см. В двух полукожаных переплетах эпохи. Отличная сохранность.

Том 1. [4], IV, ХХ, 385 с.; с илл. в тексте и 8 илл. на отдельных листах.
Том 2. [4], 532, XVI с.; с илл. в тексте и 33 илл. на отдельных листах.

Библиография: Международная книга, 16-81.

В книге А.П.Новицкого представлен огромный материал по истории русского искусства. Фактически, она стала одной из первых обобщающих работ в этой области. Показывая последовательно все периоды развития русского искусства, автор рассматривает положительные итоги каждого из них, причины, повлиявшие на тот или иной путь художественного творчества в конкретное время. История искусства помещена в широкий исторический контекст, что дает понимание того, какие объективные коллизии в истории общества влияли на развитие искусства, объясняет его повороты то в одну, то в другую сторону, проявления на этом фоне самобытности отечественной культуры. С большой полнотой представлены области и стили русского искусства.

«История русского искусства» охватывает период, начиная с палеолита до рубежа XIX-ХХ в.в. Первый том включает в себя развитие искусства в до-петровские периоды истории, то есть до конца XVII века. В нем представлены различные области художественного творчества, в которых русские мастера создали что-либо заметное - это каменное и деревянное зодчество (светское и культовое), настенная живопись, иконопись, книжная миниатюра и орнамент, декоративно-прикладное искусство и т.д. Показано развитие каждого направления в условиях раздробленности и объединенного государства, автор говорит о своеобразии местных школ отдельных регионов, появлении новых техник и мастеров, взаимодействии художественных культур различных стран и областей, прежде всего Византии, России и Запада. Представлено своеобразие развития искусства в старейших русских городских центрах, таких, как Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Москва, Тверь, Ярославль, Ростов и др. Отражены лучшие произведения всех периодов русского Средневековья. В искусстве проявлялись христианские и языческие мотивы.

Во втором томе автор рассматривает историю русского искусства XVIII-XIX в.в. Представлены краткие сведения о творчестве всех крупных российских архитекторов, художников, скульпторов. Особенно большое внимание уделено новому русскому искусству, развившемуся в период Великих реформ во второй половине XIX века. Показан переход от искусства, опиравшегося на классические образцы, к модернизму. А.П.Новицкий прослеживает взаимовлияния русских художников, преемственность в их творчестве, художественные цитаты и аллюзии, неявное и явное использование западных образцов. Новая тематика, новые образы и подходы к изображаемому делают русское искусство в конце XIX века исключительно актуальным и, кроме того, мощным инструментом воздействия на общественное сознание. В книге отражен уровень развития искусствоведения на начало XX века.

Целый ряд иллюстраций выполнен в технике хромолитографии, что позволяет увидеть истинные цвета удивительных по красоте древних предметов культа, книжных миниатюр, украшений из обихода киевских Великих князей.

Алексей Петрович Новицкий (1862-1934) - историк искусства, член Cовета Исторического музея в Москве, библиотекарь Училища живописи, ваяния и зодчества, редактор московского журнала «Русский художественный архив», секретарь I Съезда художников и любителей художеств.