Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Вид ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. Соловки, литография Соловецкого монастыря, 1892. Хромолитография в массивной деревянной раме эпохи. Очень хорошая сохранность. Редкость.

Автор: Без автора
Год издания: 1892


Вид ставропигиальнаго первокласснаго Соловецкаго монастыря. [Соловки], литография Соловецкого монастыря, [1892]. Хромолитография, выполненная в четыре тона, в массивной деревянной раме эпохи. Размеры оттиска: 39,5 х 60,6 см. Размеры в раме: 65,5 х 84,3 см. Очень хорошая сохранность. Редкость.

Один из первых лубочных видов Соловков, отпечатанный во вновь открытой в 1892 г. в обители «для печатания священных изображений и видов монастыря» литографической мастерской. Как издание Соловецкого монастыря, литография относится к числу редких и почти не встречается на современном антикварном рынке. Среди прочих видов монастыря лист выделяется реализмом и большим числом конкретных исторических деталей вокруг обители, не попавших на другие известные изображения.

Панорама монастыря выполнена со стороны моря с высоты птичьего полета. На литографии изображен монастырь с прилегающими к нему территориями. Вид очень интересен своими деталями: на пристани стоят пароходы, в гавани Благополучия паломников встречает поклонный крест. На переднем плане - Сельдяной мыс с сельдяным складом и конторой.

Вход в монастырский Кремль осуществлялся через Святые врата. На территории монастыря видны Преображенский, Троицкий и Успенский соборы, трапезная, колокольня и храм св. Николая, храмы св. Филиппа и Благовещения пресв. Богородицы. Вокруг храмового комплекса и площади располагается корпус настоятеля, братские корпуса, больница. Слева от Успенского собора находится двухэтажное здание живописной, позолотной и литографской мастерских, где и печатался представленный лист. Между братскими кельями расположено здание рухлядной, сапожной и портной мастерской. У дальнего выхода из монастыря находилось здание столярни. В правом дальнем углу крепостных стен располагается небольшое здание мельницы.

За воротами на берегу Святого озера находилась кузница и корпуса для трудников. Рядом помещался конный двор. Слева у пристани тянется большое здание Преображенской гостиницы, за ней видна часть здания Петербургской гостиницы. Справа от стен монастыря можно видеть кладбище и церковь св. Онуфрия Великого, лесопильный завод, сухой док и угол Архангельской гостиницы.

В верхней части литографии изображены парящие над монастырем ангелы, держащие икону «Вознесение». Справа и слева от иконы - соловецкие святые: прп. Елеазар, Савватий, Филипп, митрополит Московский (слева), прп. Зосима, Герман, Иринарх (справа).

Литография отличается большими размерами, особой красочностью и мастерством исполнения как рисунка, так и перевода его на камень, а также оттиска. Техника печати и особенности бумаги не вызывают сомнений в подлинности представленного листа.

Известно, что литографская мастерская при монастыре существовала с 1866 г., но в 1870-е г.г. была закрыта из-за невыгодности производства. Базой для нее служила монастырская школа живописи. Первоначально в мастерской работали в основном приезжие художники, поскольку своих мастеров в монастыре не было. 

В 1892 г. благодаря росту потока паломников архимандрит Мелетий возродил литографию в Соловецком монастыре. В тот год и в последующие в литографической мастерской вышел целый ряд большеформатных видов монастыря и его скитов. Мастером-печатником стал крестьянин Петрозаводского уезда Федор Осипов Стрелков. Он жил в монастыре с 1888 г. и выбрал себе послушание служить старостой литографов. Он трудился безвозмездно, оставшись в обители навсегда. Ему помогали некоторые из монастырских живописцев, освоившие под его руководством технологический процесс. Своего расцвета мастерская достигла в 1890-е г.г. и продолжала существовать в начале ХХ века.