Издания магазина "Русский библиофил"
Масютин В.Н. Грех: Серия офортов. Факсимильное издание с оригинала 1909 года с приложением очерка О.Р.Хромова и Д.В.Фомина «В.Н.Масютин: Жизнь и творчество». М., издание магазина «Русский библиофил», 2005. 24 с.; 12 листов офортов. В издательском футляре. Тираж 35 нумерованных экземпляров. Иллюстрации выполнены в технике глубокой печати (офорт) на отдельных листах. Футляр для офортов воспроизведен с оригинала. Буклет в мягкой издательской обложке. Его текст и рисунок футляра исполнены в технике шелкографии. Изображение с оригинала перенесено фотомеханическим способом на биметаллическую пластину, затем вытравливалось и печаталось как обычный офорт. Формы уничтожены. В издании использована бумага Arches Curious Touch из стопроцентного бескислотного хлопка. Исключительно редкое библиофильское издание.
Стоимость 35000 руб.
«Грех» - первый офортный цикл В.Н.Масютина, выполненный в смешанной технике офорта и сухой иглы. В этой серии В.Н.Масютин исполнил 17 гравюр. Однако три из них не удовлетворяли требованиям художника и не вошли ни в один комплект. Серия из 14 офортов была отпечатана в единственном экземпляре и находилась в собрании жены Масютина, еще пять комплектов включали по 12 гравюр и находились у С.К.Ивановой, Б.А.Павловского, А.В.Парусинова, Д.Д.Бурлюка и в Румянцевском музее. Один из них (экземпляр Б.А.Павловского, № 5) послужил образцом для настоящего факсимильного издания. Всего В.Н.Масютиным было выпущено шесть экземпляров серии «Грех», после чего доски были уничтожены. В этой публикации предпринята попытка рассмотреть офортный цикл В.Н.Масютина в общем контексте творчества мастера, используя его письма, хранящиеся в московских архивах, а также работы искусствоведов и критиков. «Грех» - одна из наиболее значительных офортных сюит художника, оказавшая влияние на формирование стиля и совершенствование техники графика.
Василий Николаевич Масютин (1884–1955) – выдающийся, глубоко оригинальный художник, гравер. Он также был и философом - мыслителем, выразившим свои идеи через графику. В 1907 г. В.Н.Масютин сменил только начавшуюся военную карьеру на занятия живописью. В 1908 г. он поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Специальные предметы в училище вели такие выдающиеся художники, как В.А.Серов, К.А.Коровин, А.М.Васнецов и другие. Главной сферой творческих интересов будущего мастера стал офорт. Эта сложнейшая, прихотливая техника не пользовалась популярностью в Москве. Поэтому В.Н.Масютину пришлось осваивать ее самостоятельно, практически в одиночку. Графическая манера художника, столь необычная для России, сложилась под влиянием лучших работ европейских мастеров. Обращением к современной западной гравюре объясняются образы и сюжеты первых графических циклов В.Н.Масютина. Их героями становились фантасмагорические и демонические существа, персонифицирующие силы зла, животные инстинкты, человеческие слабости и заблуждения. Трудно сказать, почему у художника возник такой пристальный и устойчивый интерес к феномену греха, но именно вариации этой темы постоянно занимали его воображение.
Офортная сюита «Грех» поражает своей сложностью и фантастичностью образов, в ней ясно выступают все типические черты и склонности В.Н.Масютина как художника. В своих кошмарно-фантастических видениях он выражает мысль о власти рока и чудовищно-стихийных явлений над людьми. Кажется, художник хочет показать нам, как силы, искони заложенные в человеческой природе, влекут их к пропасти греха, как над ними тяготеет проклятие порока и делает их слабыми и ничтожными игрушками в руках судьбы, не знающей ни жалости, ни справедливости. Эти мысли отмечены и глубиной, и творческой оригинальностью формы. Художник выражает их в сложных комбинациях остроумно выбранных символов, в произвольном нереальном сочетании разнородных форм, из которых состоят его чудовища. Его первые офорты – это сложные шарады.
Творчество В.Н.Масютина занимает особое место в истории русского искусства. Слишком самобытен его творческий путь, слишком самостоятелен, как в технике гравюры, так и в литературной, мировоззренческой основе творчества.